ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ

Полный текст:


Аннотация

В статье дано обоснование взаимозависимости национальных интересов России от качества профессионального образования ее граждан. Отмечено общее и различное между национальными интересами и национальной безопасностью. Аргументировано, что национальные интересы обеспечиваются не только развитой экономикой и военной мощью, но и качественным профессиональным образованием. Основной характеристикой качества профессионального образования автор считает единство его когнитивной и аффективной составляющих. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование рассматриваются с точки зрения холистической парадигмы, согласно которой каждая ступень образования есть вхождение человека в ближайший, отдаленный и далекий миры. Профессиональная деятельность представлена как преобразовательный фактор в едином социальном и природном мире. Раскрыто противоречие между общим и профессиональным образованием. Если общее образование ставит своей целью создать условия для наиболее полного развития человеческого потенциала, то профессиональное направлено на обеспечение условий для развития качеств личности, необходимых для квалифицированных действий в рамках той или иной профессии. Автор приводит фрагменты истории становления и развития профессионального образования в России, показывает критическое отношение к профильному образованию выдающегося российского хирурга и педагога Н. И. Пирогова. Тем самым обосновано, что качественное профессиональное образование должно сочетаться с разносторонним общим. Национальные интересы России рассматриваются как единство внутренних интересов страны и ее интересов на международной арене. Обеспечить соблюдение тех и других интересов способны только разносторонне и профессионально образованные граждане. В статье поднимается проблема ограниченности экономико-центрической парадигмы развития страны и обосновывается, что ее экономическое и военное могущество способны обеспечить только высоко и разносторонне образованные и профессионально подготовленные граждане. Таковыми автор предлагает считать не только тех, кто имеет документ о высшем образовании, но и специалистов с документами о начальном и среднем образовании, способных надежно получать качественный результат своей деятельности. К ним могут быть отнесены и рабочие, и техники, и инженеры, и работники сфер обслуживания, культуры, здравоохранения, народного образования, и военные, и научные работники, и многие другие. Условия для становления таких специалистов имеются в системе как институциональных, так и неинституциональных форм образования. К институциональному образованию относится та часть образовательной системы, которая создается обществом и государством для содействия гражданам страны в их интеллектуальном, духовно-нравственном развитии и овладении той или иной профессией. Неинституциональное образование в качестве институтов не оформлено, происходит спонтанно во взаимодействии человека с другими людьми, культурой и природой, что в конечном счете не менее, чем образовательные институты, влияет на формирование профессиональных предпочтений и успешность в профессиональной деятельности. От профессиональной компетентности работников различных сфер зависит эффективность их дел, собственное процветание и экономическое благополучие страны, что в совокупности и способствует удовлетворению и защите национальных интересов. При этом в составе профессиональных качеств личности наряду с ее когнитивным компонентом неотъемлемой частью является чувство личной ответственности, нравственные качества, убежденность в полезности профессии не только для себя, но и для общества и государства. Отсутствие или недостаточность этих качеств нейтральны или даже вредны для национальных интересов страны, ибо часто приводят к катастрофам, причинами которых является «человеческий фактор».

Об авторе

Виктор Николаевич Никитенко
Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН
Россия


Список литературы

1. Абрамова М. А., Крашенинников В. В. Интеграция в мировое образовательное пространство как критерий оценки эффективности вузов России // Философия образования. - 2014. - № 4 (55). - С. 4-13.

2. Кагиров Б. Н., Краснова Н. Н., Ушакова Е. В., Камашев С. В., Наливайко Н. В. Культура безопасности как проблема философии образования // Философия образования. - 2014. - № 4 (55). - С. 14-25.

3. Андреев Д. Л. Роза мира - М.: Иной Мир, 1992.

4. Запесоцкий А. С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности // Педагогика. - 2002. - № 2. - С. 3-8.

5. Асмолов А. Г. Психоаналитические заметки чиновника. - М.: Начала-пресс, 1995.

6. Акбашев Т. Ф. Третий путь. - М.: Общественное движение «Образование ради жизни», 1996.

7. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Pedagogika, 1953.

8. Никитенко В. Н. Высшее образование в системе ценностей современных студентов // Профессиональное образование в современном мире. - 2014. - № 2 (13). -C. 55-63.

9. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования. - М.: Московская академия развития образования, 1996.

10. ВознюкА. В. К вопросу об обосновании холистической парадигмы образования // ВекторнаукиТГУ. - 2010.- № 3 (3). - С. 34-41.

11. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели, содержание, творчество. - М.: Академия, 2002.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Никитенко В.Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ. Профессиональное образование в современном мире. 2015;(1):66-76.

For citation: Nikitenko V.N. PROFESSIONAL EDUCATIONAND NATIONAL INTERESTS OF RUSSIA. Professional education in the modern world. 2015;(1):66-76. (In Russ.)

Просмотров: 47

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)