ИДЕАЛЫ НАУЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАНИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Полный текст:


Аннотация

Единогласная научная убежденность в необходимости использования качественно переосмысленного взаимодействия культуры и образования для планирования новых образовательных механизмов приводит к необходимости теоретического исследования образовательного потенциала конкретных идеалов научной подсистемы культуры. Применение идеалов научной культуры в образовании является одной из наиболее перспективных областей исследования. Социально-философский анализ образовательного потенциала конкретных идеалов научной культуры и тех предполагаемых результатов, которые может дать их корректное внедрение в образовательную практику, является необходимым этапом развития современной теории и философии образования. Цель работы состоит в раскрытии принципов взаимодействия образовательного потенциала идеалов науки и их конкретного применения в образовательной практике. Определение места идеалов научной подсистемы в целостной системе культуры и способов их трансформации в образовательные идеалы диктатного либо энтузиазного свойства позволит выстроить модель полноценной интеграции системы культуры и образования для достижения оптимального мировоззренческого и человекотворческого результата. Исследование образовательного качества образцов, созданных как в естественнонаучной, так и гуманитарной культуре, даст возможность скорректировать возможные образовательные технологии в соответствии с пониманием направляющей роли тех культурно- и социально-образовательных инициатив, которые заложены в самих культурных идеалах как катализаторах образовательного действия в системе культуры. Проведенный анализ образовательного потенциала идеала гуманитарно-научной психологической культуры показал, что использование имманентного образовательного качества данного идеала в конкретных технологиях искусственной системы образования означает не только и не столько освоение принципов психоаналитической теории в рамках профессиональной подготовки специалистов по направлению «психология», сколько создание планомерной образовательной стратегии реализации конструктивного взаимодействия трех компонентов человеческой психики в достижении цели формирования креативной личности как субъекта действия, готового к диалогу с миром.

Об авторах

Мария Владимировна Тарасова
Сибирский федеральный университет
Россия


Вячеслав Иванович Кудашов
Сибирский федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М.: Совершенство, 1998.

2. Гудкова Н. Н. Идеал образованного человека как культурно-исторический феномен: автореферат дис. … канд. философ. наук. - Тюмень, 2006.

3. Кудашов В. И. Диалогичность сознания и ее самодетерминирующая роль. - Красноярск, 1996.

4. Кудашов В. И. Инновационный человек и социальное творчество в условиях отчуждения и коммерциализации // Инновационный человек и инновационное общество / под ред. В. И. Супруна. - Новосибирск, ФСПИ Тренды, 2012. - С. 282-297.

5. Кудашов В. И.Стратегии и сценарии развития высшего образования в условиях глобализации // Философия образования. - 2012. - № 6 (45). - С. 78-82.

6. Кудашов В. И. Социальные технологии в обществе знания: когнитивные аспекты // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2012. - № 4. - Вып. 1. - С. 58-64.

7. Кудашов В. И. Феномен диалогичности и современное образование. - Иркутск, 1998.

8. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / ответственный редактор и составитель П. В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995.

9. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования: учебное пособие. - М.: Логос, 2000.

10. Запесоцкий А. С. Образование: Философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2003.

11. Тарасова М. В. Образование как система: традиции исследования // Философия образования. - 2011. - № 3 (36). - С. 170-178.

12. Тарасова М. В. Культура и образование: принципы взаимодействия: монография. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012.

13. Толстой Л. Н. В чем состоит главная задача учителя // Избранные сочинения. В 3 т. Т. 3. - М., 1989.

14. Толстой Л. Н. Воспитание в свободе: Избранные педагогические статьи / сост., вступ. ст. М. В. Богуславский, К. Е. Сумнительный. - М.: Карапуз, 2005.

15. Жуковский В. И., Тарасова М. В. Идеалофундированная система культуры: принцип строения, диалектика самодвижения и саморазвития// Философия и культура. - 2011. - № 6 (42). - С. 65-72.

16. Тарасова М. В. Идеал как системообразующий элемент культуры // Полигнозис. - 2011. - № 1. - С. 86-92.

17. Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. - Тбилиси: Мерани, 1991.

18. Фрейд З. Недовольство культурой // Антология культурологической мысли / авт.-сост. С. П. Мамонтов, А. С. Мамонтов. - М.: Изд-во РОУ, 1996. - С. 153-156.

19. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного: сб. произведений. - М.: Просвещение, 1989. - С. 382-424.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Тарасова М.В., Кудашов В.И. ИДЕАЛЫ НАУЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАНИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ. Профессиональное образование в современном мире. 2015;(1):33-45.

For citation: Tarasova M.V., Kudashov V.I. IDEALS OF SCIENTIFIC CULTURE IN EDUCATION: SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS. Professional education in the modern world. 2015;(1):33-45. (In Russ.)

Просмотров: 89

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)