Наука и образование в реализации стратегии устойчивого развития общества
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-8
Аннотация
Введение. Изучение актуальной проблемы обеспечения устойчивого развития носит зачастую односторонний характер, подвергаются рассмотрению лишь экономический и социальный аспекты.
Постановка задачи. Цель статьи ‒ социально-философский анализ существенных черт российского образования и науки, способствующих реализации концепции устойчивого развития.
Методика и методология исследования. В ходе анализа используются принципы структурализма, социально-исторического детерминизма, диалектики. Рассматриваются социально-философские концепции сферной структуры общества, типологизация обществ, возможности противостояния энтропийным процессам через развитие устойчивости и др.
Результаты. Развитие науки и образования рассматривается как катализатор изменений в других сферах жизни, в том числе экономической. Обобщаются основополагающие черты научного осмысления мира и формы передачи знаний подрастающим поколениям в российском обществе. Анализируются основные угрозы устойчивому развитию науки и образования.
Выводы. Определение основополагающих характеристик науки и образования российского общества, которые обеспечивали поступательное развитие этих компонентов духовной сферы, а также способствовали сохранению общества в состоянии динамического равновесия как между собственными структурными элементами, удерживая его от распада, так и природой, позволяет перейти к описанию основных угроз их развитию.
Об авторе
И. С. СизыхРоссия
Сизых Ирина Сергеевна – старший преподаватель кафедры ИГН
660 037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Список литературы
1. Ермаков Д. С. Наука на пути к устойчивому развитию // Наука и образование: будущее и цели устойчивого развития: материалы XVI Междунар. науч. конф. Москва, 2020. Ч. 1. С. 254–262.
2. Пашке М., Сергеев И. Б., Лебедева О. Ю. Обеспечение редкоземельными металлами «зеленой» энергетики в контексте устойчивого развития // 2016 Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2016. № 3. С. 56–73.
3. Всероссийский Форум «Наука и образование – для устойчивого развития» прошел в Северной столице. NOSTROI. 27.09.2021. URL: https://nostroy.ru/articles/detail.php?ELEMENT_ID=22037 (дата обращения: 01.11.2021).
4. Мантатов В.В. Теория устойчивого развития: онтология и методология. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009. 148 с.
5. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. Москва: Прогресс, 1986. C. 330–342.
6. Тоффлер Э. Третья волна, 1980. Москва: АСТ, 2010. 784 с.
7. Жувенель Б. де. Этика перераспределения. Москва: Ин-т нац. модели экономики, 1995. 145 с.
8. Фурастье Ж. Технический прогресс и капитализм с 1700 по 2100 год // Какое будущее ожидает человечество? Прага, 1964. С. 157–159.
9. Вернадский В.И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна: Феникс, 1997. 576 с.
10. Киреевский И. В. Избранные статьи. Москва: Современник, 1984. 288 с.
11. Одоевский В. Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 1. Москва: Худож. лит., 1981. 366 с.
12. Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. Москва: Эксмо, 2003. 544 с.
13. Степин В. С. Философия религии в социокультурном контексте (памяти Л. Н. Митрохина) // Вопросы философии. 2008. № 7. С. 4–14.
14. Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. Москва: Логос, 2000. 412 с.
15. Джемс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: популяр. лекции по философии: пер. с англ. Изд. 3-е. Москва: ЛКИ, 2011. 240 с.
16. Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека: пер. с англ. Москва: Республика, 2003. 494 с.
17. Мид Дж. Г. Избранное: сб. переводов. Москва, 2009. 290 с.
18. Рорти Р. Прагматизм без метода // Логос. 1996. № 8. С. 155–172.
19. Шубарт В. Европа и душа Востока. Москва: Русская идея, 2000. 446 с.
20. Аблажей А. М. От советской к постсоветской модели: воспроизводство науки в России // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2011. Т. 9, № 3. С. 74–80.
21. Малинецкий Г. Г. Устойчивое развитие и реформы образования // Устойчивое развитие. Наука и практика. 2003. № 1. С. 53–58.
22. Радищев А. Н. Избранные сочинения. Москва; Ленинград: Гос. изд-во худож. лит., 1949. 856 с.
23. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. Москова: Педагогика, 1982. 704 с.
24. Сластенин В.А. Педагогическое наследие П.Ф. Каптерева и современность // Педагогика. 1999. № 5. С. 77–81.
25. Ярош К. П. Современные задачи нравственного воспитания. Харьков: Тип. М. М. Зильберберга, 1893. 23 с.
26. Беленчук Л. Н. Концепции национального воспитания на рубеже XIX–XX веков // Педагогика. 1999. № 5. С. 89–93.
27. Проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»: утв. Правительством Рос. Федерации 25 окт. 2016 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 гг. URL: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 11.11.2021).
28. Ганчеренок И. И., Горбачев Н. Н., Рахимов А. Р., Жураев О. Ж. Глобальные вызовы и новые модели образования для устойчивого развития // Наука и образование: будущее и цели устойчивого развития: материалы XVI Междунар. науч. конф. Москва, 2020. Ч. 1. С. 176–186.
29. Потатуров В. А. Воспитание через обучение как фактор нравственного развития студенчества в пространстве цифрового образования // Наука и образование: будущее и цели устойчивого развития: материалы XVI Междунар. науч. конф. Москва, 2020. Ч. 1. С. 260–278.
30. Гусев Д. А. Вневременное во временном, или современные образовательные технологии и личность преподавателя // Наука и образование: будущее и цели устойчивого развития: материалы XVI Междунар. науч. конф. Москва, 2020. Ч. 1. С. 219–227.
31. Виноградова Е. В. Образование и наука и проблема устойчивого развития общества // Успехи современного естествознания. 2014. № 12–5. С. 661–664. URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34686 (дата обращения: 08.11.2021).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Сизых И.С. Наука и образование в реализации стратегии устойчивого развития общества. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(2):253-262. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-8
For citation: Sizykh I.S. Science and education in the implementation of the strategy of sustainable development of society. Professional education in the modern world. 2022;12(2):253-262. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-8
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.