Проблема персональных траекторий дополнительного образования педагогов


https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-09

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье рассматриваются возможности осуществления дополнительного образования в контексте современных тенденций развития образования в России и мире, которые имеют следующие перспективы: 1) формирование и совершенствование многоуровневой/непрерывной системы образования; 2) совершенствование образовательных дистанционных технологий, в том числе (и особенно) информационных/ онлайн-технологий, платформ, инфраструктур, увеличивающих доступ к образовательным ресурсам; 3) «равное обучение», групповое или взаимное обучение; 4) сетевое взаимодействие и образование единой системы учреждений образовательных услуг в рамках комплекса «школа – колледж – вуз – предприятие»; 5) активизация сотрудничества с образовательными учреждениями и системами России и зарубежья, гармонизация мировых и национальных стандартов образования и их вариаций; 6) сочетание инклюзивного и специального обучения; 7) сочетание профильного обучения и общекультурной подготовки человека как субъекта культуры; 8) развитие системы асинхронного образования, включая глобальное/дополнительное и альтернативное образование; 9) переориентация на обучение и воспитание как процесс формирования и развития метакомпетенций, то есть метазнаний и метаумений, дающих возможность успешно учиться и учить других; 10) формирование и развитие дополнительного образования как глобального. Методология и методика исследования. Статья содержит теоретическое осмысление проблемы персональных траекторий образования педагогов в дополнительном образовании. Наше исследование является попыткой реализации системного подхода к изучению проблем практики подготовки современных педагогов. Результаты исследования. Понятие индивидуальной образовательной траектории в контексте проблем качественной подготовки современного педагога в общем и дополнительном образовании мы можем определить как индивидуализированный (индивидуально-специфичный) путь поиска и осуществления человеком в учебно-профессиональной деятельности его личностного, межличностного и профессионального потенциала, креативных и репродуктивных, педагогических и иных способностей, реализуемый в сопровождении и при участии тьютора, супервизора или иного наставника или полностью самостоятельно (в контексте самообразования). Выводы. Даже реализуемая образовательная траектория, будучи представленной в дидактическом и наставническом взаимодействии педагога (предметника, классного руководителя/куратора, иного наставника-тьютора) и обучающегося, требует работы по ее сверке, рефлексии, коррекции и т. д. Активизация учебно-профессиональной активности обучающихся может иметь разные формы, однако в целом она связана с формированием и реализацией индивидуальной образовательной траектории личностного, межличностного и профессионального становления и развития человека. Активизирующая и создающая условия для всестороннего развития человека образовательная траектория складывается и реализуется при условии синхронизации линий личностного, межличностного и учебно-профессионального совершенствования в общем и дополнительном образовании, гармонизации пространства-времени образования и пространства-времени бытия каждого человека как ученика. Синхронность и гармоничность – итог сознательных, многосторонних и постоянных усилий всех субъектов образования на всех стадиях разработки и осуществления образовательной траектории будущего педагога, вплоть до рефлексии и коррекции образовательного маршрута и его разных стадий.

Об авторе

Р. Р. Гасанова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Гасанова Рената Рауфовна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры истории и философии образования, заместитель декана факультета педагогического образования

119991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 52



Список литературы

1. Гасанова Р. Р. Проблема изучения индивидуальных образовательных траекторий в дополнительном образовании педагогов // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 3. С. 4053–4063.

2. Гасанова Р. Р. Методологические проблемы изучения персональных траекторий образования в педагогической психологии // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 4. С. 4262–4270.

3. Arpentieva M. R., Gasanova R. R., Menshikov P. V. Individual educational trajectories in additional education of teachers // Modern didactics: psychological and pedagogical problems of training and education. Toronto, 2020. P. 59–68.

4. Kassymova G. K., Yurkova M. G., Zhdanko T. A., Gerasimova J. R., Kravtsov A. Yu., Egorova J. V., Gasanova R. R., Larionova L. A., Arpentieva M. R. Personal self-development in the context of global education: the transformation of values and identity // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. № 6. P. 195–207.

5. Kassymova G. К., Stepanova G. A., Stepanova O.P., Menshikov P. V., Arpentieva M. R. and Merezhnikov A. P., Kunakovskaya L. A. Self-development management in educational globalization // International Journal of Education and Information. 2018. № 12. Р. 171–176.

6. Акимова И. В., Баландин И. А. Использование информационных ресурсов для реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся // Школьные технологии. 2020. № 2. С. 74–85.

7. Александрова Л. Д. Индивидуальная образовательная траектория в электронно-информационной среде образовательной организации. Москва : Авторский Клуб, 2020. 68 с.

8. Мартынова Е. А. Построение индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях // Научный альманах. 2017. № 6-1. С. 156–160.

9. Герцен С. М., Сухарева О. Э., Скороходова Л. В. Индивидуальные образовательные траектории как инновационная технология развития высшего образования // Высшее образование сегодня. 2019. № 10. С. 57–61.

10. Гладких В. В., Сверчков Д. Ю. Цифровая образовательная среда как средство обучения курсантов по индивидуальной образовательной траектории // Перспективы науки. 2019. № 5. С. 237–239.

11. Грибанова М. Ю. Индивидуальная образовательная траектория обучающегося в учреждениях общего среднего образования // Научные записки ОрелГИЭТ. 2020. № 2. С. 35–38.

12. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов на Дону : Учитель, 1999. 560 с.

13. Якина Л. Н. Культурологическая модель преподавания мировой художественной культуры в школе // Человек в мире культуры. 2015. № 1. С. 80–86.

14. Арбузова Н. Н. Индивидуальная образовательная траектория педагога как условие его профессионального развития // Вестник Белгородского института развития образования. 2019. Т. 6, № 4. С. 99–104.

15. Звягин М. Г., Метельская Е. Е. Конструирование отдельных образовательных траекторий из элементов «матрицы образовательных ресурсов» // Молодой ученый. 2016. № 19-1. С. 23–25.

16. Никитина М. Г., Побирченко В. В. Модель реализации профессионально ориентированной образовательной траектории обучающихся на основе компетентностного подхода // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2019. Т. 5, № 1. С. 68–74.

17. Арпентьева М. Р. Становление личностью, партнером и профессионалом: критерии и проблемы // Профессиональная ориентация. 2018. № 1. С. 10–19.

18. Перетягина Н. Н. Индивидуальная образовательная траектория как способ сохранить человека в образовательном процессе // Психология обучения. 2010. № 4. С. 15–27.

19. Варламова В. А. Индивидуальная образовательная траектория в педагогических исследованиях // Современное образование: традиции и инновации. 2020. № 2. С. 182–184.

20. Гриншкун В. В., Заславский А. А. Отечественный и зарубежный опыт организации образовательного процесса на основе построения индивидуальных образовательных траекторий // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2020. № 1. С. 8–15.

21. Файн М. Б. Индивидуальная образовательная траектория педагога как средство достижения его профессионального развития // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 348–351.

22. Aleshkovski I. A., Moteva A. I., Savina N. E., Gasparishvili A. T., Krukhmaleva O. V. Educational trajectories of school graduates of the Russian industrial region // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 10. С. 41–60.

23. Sergeeva M.G. Design of educational trajectory of students in the conditions of sociocultural educational environment // Научное образование. 2019. № 1. С. 6–14.

24. Шиян Н. И. Открытая образовательная среда как средство формирования индивидуальной образовательной траектории школьника // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 4-1. С. 279–281.

25. Бояринов Д. А. Индивидуальные образовательные траектории и образовательные карты // Системы компьютерной математики и их приложения. 2020. № 21. С. 371–375.

26. Зарецкая А. С., Орлов В. А. Построение гибкой системы дополнительного профессионального образования для взрослых на основе индивидуальной образовательной траектории // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2020. № 38. С. 156–160.

27. Комаровская Е. П., Пивоваров В. А. Моделирование индивидуальной образовательной траектории студентов в образовательном процессе вуза // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2020. № 2. С. 16–19.

28. Кондратенко А. Б., Григорьев А. Н., Кондратенко Б. А. Построение образовательных траекторий в образовании современной России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 3. С. 122–125.

29. Краснопеева Т. О., Шевченко А. И., Гураль С. К. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в информационной образовательной среде // Язык и культура. 2020. № 51. С. 153–176.

30. Пустыльник П. Н. Развитие информационнообразовательной среды: формирование индивидуальной образовательной траектории бакалавра технологического образования с учетом рынка труда. Саарбрюккен : Ламберт паблишинг, 2017. 280 с.

31. Кольева Н. С., Жабагина Ж. Ж., Кожахметова А. Н. Этапы и требования к построению индивидуальной образовательной траектории // Вестник СевероКазахстанского государственного университета им. М. Козыбаева. 2019. № 1. С. 152–156.

32. Чикалов Н. А., Гасанова Р. Р., Арпентьева М. Р. Тестирование профессиональных интересов: выбор направлений общего и дополнительного образования. Toronto : Altaspera Publ., 2021. 362 с.

33. Галиуллина Ф. Р. Модель психологического сопровождения образовательных траекторий // Теория и практика современной науки. 2019. № 10. С. 254–256.

34. Ковалева Т. М., Якубовская Т. В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек.Ru. 2017. № 12. С. 85–94.

35. Арпентьева М. Р. Разрушение университета: от «всесторонне развитой личности» к ¬«роботоутойчивому специалисту» // Challenges of science : intern. pract. internet conf., Almaty, Nov. 22, 2018. Almaty, 2018. P. 1–12.

36. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры. Москва : Республика etc., 2006. 268 с.

37. Кондратенко Б. А., Кондратенко А. Б. Жизненный успех как приоритетная цель формирования образовательных траекторий // Пространственное развитие региона: перспективы, приоритеты, ресурсы : сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. Калининград, 2019. С. 296–298.

38. Петрова В. И. Методические аспекты построения индивидуальных образовательных траекторий при обучении студентов педагогического образования // Педагогическая информатика. 2019. № 3. С. 40–49.

39. Сергеева М. Г. Менеджмент-сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучающихся в условиях высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-3. С. 168–171.

40. Łobaczewski A. M. Politieke ponerologie: een wetenschap over de aard van voor politieke doeleinden aangewend kwaad. Castelsarrasin : Les Editions Pilule Rouge, 2017. 793 р.

41. Foresight education: values, models and technologies of didactic communication of the XXI century / ed. by M. R. Arpentieva [et al.]. Toronto : Altaspera Publ. & Lit. Agency Inc., 2018. 710 p.

42. Arpentieva M. R., Krasnoschechenko I. P., Kirichkova M. E., Zalavina T. Yu., Stepanova G. A. Psychological and pedagogical support for children’s and teenager’s self-development and education globalization // Advances in social science education and humanities research (ASSEHR). 2018. Vol. 198. P. 131–138. DOI: https://doi.org/10.2991/ictppfms-18.2018.24.

43. Arpentieva M. R., Kasymova G. K., Lavrinenko S. V., Tyumaseva Z. I., Valeeva G. V., Kenzhaliev O. B., Duvalina O. N., Kosov A. V. Ecological education in the global and supplementary education system // Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 3. Р. 158–168.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гасанова Р.Р. Проблема персональных траекторий дополнительного образования педагогов. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(3):88-101. https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-09

For citation: Gasanova R.R. The problem of personal trajectories of additional education of teachers. Professional education in the modern world. 2021;11(3):88-101. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-09

Просмотров: 346

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)