Новационный анализ традиционных категорий базиса и надстройки в философском образовании

Полный текст:


Аннотация

Реферат. В статье обосновывается проблема взаимодействия традиций и новаций в социально-философском знании и образовании. Ее специфика в данных областях заключается в том, что они непосредственно связаны с кардинальными социально-политическими изменениями, происходящими в обществе. В периоды коренной ломки общественных устоев, как правило, меняется идеология, отбрасываются господствовавшие социально-политические и социально-философские концепции. Отрицание старого часто оказывается простым (уничтожающим), а не диалектическим. Так было и с советской социальной философией, с философским образованием в начале 90-х годов ХХ века, когда ряд публикаций был направлен на полное отрицание потенциала социально-философского знания, наработанного большим количеством ученых в течение советского периода отечественной науки. Авторы считают, что развитие познания, как и мир в целом, подчиняется законам диалектики. Необходим переход к новым знаниям путем отрицания отрицания, с отбрасыванием устаревших догм, но с сохранением творческого «генетического ядра» знаний, созданных предшественниками. В гносеологическом, методологическом, аксиологическом и образовательном аспектах проблема может быть сформулирована следующим образом. Это раскрытие взаимосвязи традиций и новаций в научно-философских знаниях об обществе на пути их дальнейшей интеграции и развития в новых условиях XXI века, а также отражение указанной взаимосвязи и новационных знаний в профессиональном философском образовании. Раскрываются новационные аспекты диалектического анализа формационной концепции, категорий базиса и надстройки, отражающих отношения первичности - вторичности, исходного и производного, на базе синтетического дуализма, системно-философского рассмотрения социальной реальности (объективно-субъективной по сути). Это позволяет рассматривать базис общества как сущностную материально-духовную ценностную характеристику социосистемы, как социокультурный генотип, или аксиологический базис общества. При этом исчезает материально-духовная антитеза базисно-надстроечных отношений, поскольку те и другие оказываются дуальными. Тогда аксиологический базис предстает как материально-идеальный социогенотип общества, «ядро» социосистемы, а надстройка - как материально-идеальный социофенотип, «периферия» общества.

Об авторах

Роман Юрьевич Наумов
Алтайский филиал Московского государственного университета культуры и искусств
Россия


Елена Владимировна Ушакова
Алтайский государственный медицинский университет
Россия


Список литературы

1. Базис. Значение термина в словарях. URL: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/ dic_fwords/7306/БАЗИС (дата обращения: 17.07.2014).

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13; Т. 37.

3. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное / под ред. Ф. В. Константинова, Ю. К. Плетникова. - М.: Наука, 1981.

4. Каммари М. Д. Что такое базис и надстройка общества. - М.: Моск. рабочий, 1957.

5. Категории исторического материализма / ред. кол. Н. И. Дряхлов и др. -М.: Мысль, 1980.

6. Барулин В. С. Диалектика сфер общественной жизни. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

7. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К.Х. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2004.

8. Ушакова Е. В. Системная философия и системно-философская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия. Ч. 1, 2. - Барнаул: Изд-во Алт. унта, 1998.

9. Социальная философия / под ред. И. А. Гобозова. - М.: Издатель Савин С. А., 2003.

10. Наумов Р. Ю. Аксиологический базис государства и его связь с отечественным образованием // Философия образования. Спец. выпуск. - 2012. -№ 1. - 2012. - С. 225-232.

11. Тарасова Е. И., Ушакова Е. В. Онтогенез и филогенез в концепциях жизни (философско-методологический анализ) / Издательский дом LAP Lambert Academic Publishing. - Saarbrucken, Deutschland / Германия, 2013.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Наумов Р.Ю., Ушакова Е.В. Новационный анализ традиционных категорий базиса и надстройки в философском образовании. Профессиональное образование в современном мире. 2014;(4):129-139.

For citation: Naumov R.Y., Ushakova E.V. Novation analysis of fundamental categories of basis and superstructure in philosophic education. Professional education in the modern world. 2014;(4):129-139. (In Russ.)

Просмотров: 64

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)