Актуальные вопросы изучения истории в инженерных вузах

Полный текст:


Аннотация

Реферат. В статье анализируется современное состояние и проблемы преподавания дисциплин гуманитарного цикла в технических вузах. Переход на двухуровневую систему образования привел к сокращению срока обучения до четырех лет. В новых учебных программах сокращено время аудиторных занятий по гуманитарным дисциплинам, в том числе и по истории. Введение ЕГЭ побуждает выпускников школ заранее выбирать предметы в зависимости от их будущих профессиональных предпочтений. В итоге абитуриенты инженерных вузов отечественную историю знают фрагментарно и поверхностно. Предмет «История» включен в образовательные стандарты как компонент федерального уровня, поэтому студенты первого курса обязаны знать теорию и методологию исторической науки, владеть базовыми знаниями эмпирического материала, получить навыки самостоятельной исследовательской и аналитической работы, уяснить роль и место России в современном мире. Как показывает опыт постсоветского пространства, упущения в преподавании истории или преднамеренные искажения исторической реальности влекут за собой обострение обстановки внутри страны и в международных отношениях. События на Украине - яркое тому свидетельство, неоспоримо доказывающее, что «история» как учебная дисциплина форматирует историческое сознание личности, ее политические и цивилизационные предпочтения. Экономия государственных средств на преподавателях и преподавании отечественной истории неизбежно оборачивается крупными неприятностями и национальными потрясениями. Эти и другие актуальные вопросы преподавания истории в инженерных вузах поднимаются автором статьи.

Об авторе

Юрий Ильич Казанцев
ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет»
Россия


Список литературы

1. Серякова С. Б., Красинская Л. Ф. Реформа высшего образования глазами преподавателей: результаты исследования // Высшее образование в России. -2013. - № 11. - С. 22-30.

2. Статистика ЕГЭ. Официальный информационный портал Единого Государственного Экзамена. URL: http://www.ege.edu.ru/ (дата обращения: 5.07.2014).

3. Изменения, которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089; утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2012 г. № 39.

4. Горянин А. Мифы о России и дух нации. - М., 2002.

5. Нарочницкая Н. А. Россия и русские в мировой истории. - М.: Международные отношения, 2005.

6. Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике. XVI-XX века / В. В. Алексеев, Е. В. Алексеева, К. И. Зубков, И. В. Побережников; Ин-т истории и археологии УрО РАН. - М.: Наука, 2004.

7. Роль государства в хозяйственном и социокультурном освоении Азиатской России XVII - начала XX века: сборник материалов региональной научной конференции. - Новосибирск: РИПЭЛ, 2007.

8. Ефимкин М. М. Сибирская Россия. Социально-индустриальная адаптация. - Новосибирск: ИИ, 2009.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Казанцев Ю.И. Актуальные вопросы изучения истории в инженерных вузах. Профессиональное образование в современном мире. 2014;(4):94-102.

For citation: Kazantsev Y.I. Relevant issues on teaching history in engineering higher institutions. Professional education in the modern world. 2014;(4):94-102. (In Russ.)

Просмотров: 112

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)