Разработка и осуществление персональных траекторий образования педагогов в дополнительном образовании


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-21

Полный текст:




Аннотация

Современное образование ориентировано на поиск форм и методов индивидуализации обучения и воспитания, позволяющих достичь максимального по отношению к каждому учащемуся, обучающемуся или группе учащихся / обучающихся результата. На сегодняшний день многие пути поисков сходятся в понятии индивидуальной образовательной траектории. С помощью непрерывного образования педагог выстраивает гармоничное соответствие становления разных аспектов своего бытия: как личности, как партнера и как профессионала. Цель исследования – осмысление проблем разработки и осуществления персональных траекторий образования педагогов в дополнительном образовании. Методика и методология исследования. Работа содержит теоретическое осмысление проблем изучения разработки и реализации персональных траекторий образования педагогов в дополнительном образовании. Наше исследование является развитием идеи о важности системного осмысления методологических проблем изучения персональных траекторий образования в педагогической психологии. Основные результаты исследования. Индивидуальную образовательную траекторию можно определить как персональный путь осмысления и реализации личностного, межличностного и профессионального потенциала каждого учащегося или обучающегося, его творческих и иных способностей, осуществляемый в сотрудничестве с педагогом-наставником или самостоятельно (в режиме хьютагогики / эвтагогики, то есть самообразования). Выводы. Формирование и осуществление образовательного пространства – основа создания индивидуальной образовательной траектории развития человека как личности, партнера и профессионала. Жизненный успех – приоритетная цель формирования и осуществления образовательных траекторий, может быть понят лишь в единстве успеха внешнего (самореализации) и внутреннего (самоактуализации). Индивидуальная образовательная траектория – основа субъектного образовательного маршрута студента – будущего специалиста. Образовательное пространство-время – система взаимодействия всех компонентов, влияющих на становление человека как личности, партнера и профессионала в образовательном учреждении. Это – пространство и время, (транс)формирование которого происходит на пересечении набора тенденций, обеспечивающих ту или иную меру обученности и воспитанности (развития) объекта, раскрытия и осуществления его индивидуальных черт как личности, партнера и профессионала, становления и развития системы ценностей, способствующих самореализации и самоактуализации. Качественная траектория формируется тогда, когда продвижение в индивидуальном образовательном маршруте будущего педагога и в контексте общего, и в контексте дополнительного образования строится по нескольким линиям одновременно: личностного и партнерского развития учебного и профессионального становления.

Об авторе

Р. Р. Гасанова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Гасанова Рената Рауфовна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры истории и философии образования, заместитель декана факультета педагогического образования

119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 52



Список литературы

1. Вильданов И. Э., Сафин Р. С., Корчагин Е. А., Абитов Р. Н. Образовательные траектории подготовки профессионально-педагогических кадров в с

2. Макарова Е. А., Хакунова Ф. П., Макарова Е. Л. Роль индивидуальных образовательных траекторий в формировании психологически комфортной образовательной среды // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3, Педагогика и психология. 2013. № 3. С. 125–133.

3. Кляпышева Е. В. Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации индивидуальной образовательной траектории // Интерактивная наука. 2018. № 12. С. 36–39.

4. Хуторской А. В. Методика личностноориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Москва : Владос-пресс, 2005. 383 с.

5. Luksha P., Cubista J., Laszlo A., Popovich M., Ninenko I. Educational ecosystems for societal transformation : Global Education Futures rep. at GEF sec. 2014-2017. Moscow, 2018. 132 р.

6. Никитин В. И., Бахтиярова Л. Н. Формирование цифровой индивидуальной образовательной траектории обучающегося в информационно-образовательной среде вуза // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства: сб. статей по материалам XII Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижний Новгород, 2019. С. 43–52.

7. Осипова С. И., Соловьева Т. В. Многообразие содержания и функций информационно-образовательной среды как условие выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 13. С. 105–115.

8. Мартынова Е. А. Построение индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях // Научный альманах. 2017. № 6-1. С. 156–160.

9. Глотова М. Ю., Самохвалова Е. А. Индивидуальные образовательные траектории на базе систем дистанционной поддержки образовательного процесса на примере СДО MOODLE // Наука и школа. 2015. № 5. С. 60–68.

10. Макеева В. В. Теоретическое обоснование реализации индивидуальной образовательной траектории при обучении школьников с использованием электронных образовательных ресурсов // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 153–157.

11. Калмыкова С. В., Пустыльник П. Н. Управление процессом формирования индивидуальной образовательной траектории в вузе с использованием электронной образовательной среды // Глобальные риски – локальные решения : сб. материалов Междунар. междисциплинар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2016. С. 362–363.

12. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учеб. пособие. Ростов-на-Дону : Учитель, 1999. 560 с.

13. Якина Л. Н. Культурологическая модель преподавания мировой художественной культуры в школе // Человек в мире культуры. 2015. № 1. С. 80–86.

14. Гуружапов В. А., Марголис А. А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. C. 143–159.

15. Звягин М. Г., Метельская Е. Е. Конструирование отдельных образовательных траекторий из элементов «матрицы образовательных ресурсов» // Молодой ученый. 2016. № 19-1. С. 23–25.

16. Куликова О. В., Сиухина Е. А., Тимофеева Л. В. Разработка образовательных траекторий спортсменов в рамках реализации компетентностного подхода и внедрения образовательных стандартов высшего образования // Управление в XXI веке: сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 2016. С. 31–33.

17. Перетягина Н. Н. Индивидуальная образовательная траектория как способ сохранить человека в образовательном процессе // Психология обучения. 2010. № 4. С. 15–27.

18. Батаковская М. П., Кудаков А. В., Брык И. Ю. Оценка образовательных программ на соответствие профессиональным стандартам для построения образовательных траекторий // Неделя науки СПбПУ : материалы науч. конф. с междунар. участием. Санкт-Петербург, 2018. С. 298–300.

19. Цытулина Н. В. Сущностная характеристика менеджмент-сопровождения профессиональнообразовательной траектории студентов в социокультурной образовательной среде // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 230–244.

20. Огороднова О. В., Кукуев Е. А. Модель образовательного модуля индивидуальной образовательной траектории студента университета // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2018. № 9. С. 2651.

21. Шебанец Е. Ю., Демкина Е. В. Методика проектирования индивидуальной образовательной траектории (программы) для детей с отклонениями в развитии в образовательном учреждении // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3, Педагогика и психология. 2019. № 2. С. 115–120.

22. Ткачев А. Н., Гринченков Д. В., Гринченкова А. Д. Унифицированные электронные учебно-методические материалы для реализации вариативных образовательных траекторий в корпоративной образовательной среде // Инновационные технологии проектирования и реализации уровневого образования в технических университетах. Новочеркасск, 2011. С. 10–14.

23. Шиян Н. И. Открытая образовательная среда как средство формирования индивидуальной образовательной траектории школьника // Международный журнал эксперимент. образования. 2014. № 4-1. С. 279–281.

24. Корнеевец В. С., Драгилева И. И., Ребезов И. А. Интеграция образовательных программ и развитие индивидуальных образовательных траекторий // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2018. Т. 12, № 1. С. 67–77.

25. Платохина Н. А., Исаев А. В. Интеграция образовательных курсов в рамках концепции индивидуализированной образовательной траектории // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 6. С. 91–96.

26. Крупа Т. В. Программа генерации входных данных для алгоритма предсказания оптимальной образовательной траектории. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2019667748, 26.12.2019. Заявка № 2019666354 от 12.12.2019.

27. Парфенов Д. И., Нигматулин Г. А., Запорожко В. В., Забродина Л. С. Прототип модуля интеллектуального формирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося для цифровой платформы (modedupath). Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2020613546, 18.03.2020. Заявка № 20206 12458 от 10.03.2020.

28. Прохорова М. В., Скобелева Е. И. Проектировщики индивидуальных образовательных траекторий: новые тенденции в развитии образовательного пространства // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Нижний Новгород, 2019. С. 104–106.

29. Пустыльник П. Н. Развитие информационно-образовательной среды: формирование индивидуальной образовательной траектории бакалавра технологического образования с учетом рынка труда. Саарбрюккен : Ламберт паблишинг, 2017. 280 с.

30. Панфилова Ю. П. Управление индивидуальной траекторией обучающихся в условиях электронной информационно-образовательной среды образовательной организации // Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего : сб. ст. Девятых Всерос. Шамовских пед. чтений науч. шк. Управления образоват. системами. Москва, 2017. Ч. 2. С. 155–158.

31. Шемякова Л. А. Формирование индивидуальной образовательной траектории ученика как одна из ключевых задач классного руководителя // // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : сб. материалов XII Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2018. С. 249–252.

32. Ковалева Т. М., Якубовская Т. В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек.ru. 2017. № 12. С. 85–94.

33. Кондратенко Б. А., Кондратенко А. Б. Жизненный успех как приоритетная цель формирования образовательных траекторий // Пространственное развитие региона: перспективы, приоритеты, ресурсы : сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. Калининград, 2019. С. 296–298.

34. Сергеева М. Г., Цытулина Н. В. Практика менеджмент-сопровождения профессионально-образовательной траектории студентов в социокультурной образовательной среде высшей школы // Управление в социальных и экономических системах. 2017. № 26. С. 69–70.

35. Арпентьева М. Р. Разрушение университета: от «всесторонне развитой личности» к «роботоуcтойчивому специалисту» // Challenges of science: proc. of Intern. Practice. Internet conf., Almaty, Nov. 22, 2018. Almaty, 2018. P. 1–12.

36. Arpentieva M. R., Krasnoschechenko I. P., Kirichkova M. E., Zalavina T. Yu., Stepanova G. A. Psychological and pedagogical support for children’s and teenager’s self-development and education globalization // Advances in Social Science Education and Humanities Research. 2018. Vol. 198. P. 131–138. DOI: https://doi.org/10.2991/ictppfms-18.2018.24.

37. Foresight education: values, models and technologies of didactic communication of the XXI century / ed. M. R. Arpentieva [et al.]. Toronto : Altaspera., 2018. 710 p.

38. Arpentieva M. R., Hasanova R. R., Menshikov P. V. Modern didactics: psychological and pedagogical problems of training and education. Toronto : Altaspera, 2020. 450 p.

39. Kassymova G. K., Yurkova M. G., Zhdanko T. A., Gerasimova J. R., Kravtsov A. Yu., Egorova J. V., Gasanova R. R., Larionova L. A., Arpentieva M. R. Personal self-development in the context of global education: the transformation of values and identity // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 6, № 382. P. 195-200. DOI: https://doi.org/10.32014/2019.2518-1467.16.

40. Kassymova G. К., Stepanova G. A., Stepanova O. P., Menshikov P. V., Arpentieva M. R. and Merezhnikov A. P., Kunakovskaya L. A. Self-development management in educational globalization // International Journal of Education and Information. 2018. № 12. Р. 171-176.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гасанова Р.Р. Разработка и осуществление персональных траекторий образования педагогов в дополнительном образовании. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(1):125-135. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-21

For citation: Gasanova R.R. Development and implementation of personal training trajectories for teachers in additional education. Professional education in the modern world. 2021;11(1):125-135. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-21

Просмотров: 262

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)