Приоритеты инновационного развития высшего образования как адекватная реакция на тенденции развития общества в новой реальности


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-17

Полный текст:


Аннотация

Рассмотрена настоятельность инновационного развития высшего образования как адекватная реакция на тенденции развития общества в новой реальности. Проанализированы направления инновационного развития высшего образования в соответствии с исторически сложившейся классификацией. Показано, что с точки зрения оценки степени радикальности инноваций в современных реалиях развития отечественного высшего образования большинство осуществляемых изменений носит характер псевдоинноваций, когда за инновационные изменения в системе высшего образования выдаются практически любые изменения без доказательства не только обеспечиваемого ими положительного эффекта, но и даже целесообразного их применения. Доказано, что приоритетами инновационного развития отечественного высшего образования как адекватная реакция на тенденции развития общества в новой реальности должно стать преодоление препятствий и барьеров подлинного инновационного развития посредством перехода от насаждаемых «сверху» псевдоинноваций к реальным продуктовым инновациям, индуцируемым «снизу», то есть посредством перехода, возвращающего лучшие отечественные традиции творческого подхода в профессорско-преподавательской деятельности через развитие научных школ и инновационных направлений деятельности.

Об авторах

А. В. Тебекин
Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России
Россия

Тебекин Алексей Васильевич – доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента

143007, Московская область, г. Одинцово, ул. Ново-Cпортивная, 3



А. В. Игнатьева
Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России
Россия

Игнатьева Алина Всеволодовна – кандидат экономических наук, профессор кафедры менеджмента

143007, Московская область, г. Одинцово, ул. Ново-Cпортивная, 3



Н. В. Митропольская-Родионова
Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России
Россия

Митропольская-Родионова Надежда Владимировна – кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента

143007, Московская область, г. Одинцово, ул. Ново- Cпортивная, 3



А. В. Хорева
Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России
Россия

Хорева Анна Вячеславовна – старший преподаватель кафедры менеджмента

143007, Московская область, г. Одинцово, ул. Ново-Cпортивная, 3



Список литературы

1. Abankina I., Abankina T., Filatova L., Nikolayenko E., Seroshtan E. The effects of reform on the performance of higher education institutions // Journal of Applied Research in Higher Education. 2012. Vol. 4, № 1. P. 23–41.

2. Fried J. Who really drove the economy into the ditch? New York : Algora Publ., 2012. 328 p.

3. Бобыкина И. А. Инновационная стратегия развития современного высшего образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8, № 1. С. 57–67.

4. Мур Дж. А. Преодоление пропасти: маркетинг и продажа хайтек товаров массовому потребителю. Москва : Вильямс, 2006. 364 с.

5. Дорофеев В. Д., Дре свянников В. А. Инновационный менеджмент. Пенза, ПГУ, 2003. 189 с.

6. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. Москва : Финпресс, 1998. 192 с.

7. Игнатьева А. В. Концептуальные основы совершенствования механизма управления образовательными системами // Вестник университета. 2013. № 15. С. 74–81.

8. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент. Москва : Юнити-Дана, 2007. 334 с.

9. Кристенсен К., Рейнор М. Решение проблемы инноваций в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост. Москва : Альпина Бизнес Букс, 2004. 289 с.

10. Каракчиева И. В., Южакова Т. А. Риски реализации стратегии инновационного развития в сфере образования // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 9. С. 45–48.

11. Конотопов М. В., Тебекин А. В. Апрельские тезисы 2009 года. (О мировом экономическом кризисе) // Инновации и инвестиции. 2009. № 1. С. 2–8.

12. Конотопов М. В., Тебекин А. В. Декабрьские тезисы 2009 года. (О мировом экономическом кризисе) // Инновации и инвестиции. 2009. № 4. С. 2–6.

13. Конотопов М. В., Тебекин А. В. Июньские тезисы 2010 года. (О мировом экономическом кризисе с позиций бизнес-циклов экономической активности Дж. Китчина) // Инновации и инвестиции. 2010. № 3. С. 2–4.

14. Конотопов М. В., Тебекин А. В. Мартовские тезисы 2010 года. (О мировом экономическом кризисе с позиций циклов инновационного развития К. Жугляра) // Инновации и инвестиции. 2010. № 1. С. 2–6.

15. Конотопов М. В., Тебекин А. В. Сентябрьские тезисы 2009 года. (О мировом экономическом кризисе) // Инновации и инвестиции. 2009. № 3. С. 2–9.

16. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. Санкт-Петербург : Питер, 2004. 796 с.

17. Баранчеев В. П., Масленникова Н. П., Мишин В. М. Управление инновациями. 2-е изд. Москва : Юрайт, 2012. 710 с. Алфавит!

18. Руководство Осло. Москва : ЦИНС, 2010. 107 с.

19. Симонова А. А. Инновационно-ориентированная подготовка к педагогическому менеджменту в непрерывном профессиональном образовании : автореф. дис. д-ра пед. наук : 13.00.08. Уфа, 2012. 49 с.

20. Статистика инноваций в России // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/business/nauka/ind_2020/pril3.pdf (дата обращения: 13.11. 2021).

21. Тебекин А. В. Инновационный менеджмент : учеб. для бакалавров. 2-е изд. Москва, 2020. 481 c.

22. Тебекин А. В. О глубине кризиса 2020-го года для мировой и национальной экономик и путях выхода из него // Журнал экономических исследований. 2020. Т. 6, № 2. С. 52–71.

23. Тебекин А. В. Перспективы и риски цифровизации дополнительного профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2558–2566.

24. Тебекин А. В. Проблемы интеграции производства, науки и образования в современных условиях // Журнал педагогических исследований. 2020. Т. 5, № 1. С. 23–39.

25. Тебекин А. В. Проблемы развития высшего образования и науки в условиях формирования цифровой экономики // Журнал педагогических исследований. 2018. Т. 3, № 4. С. 5–14.

26. Тебекин А. В. Проблемы развития мировой экономики в условиях макроэкономической нестабильности // Эпомен. 2020. № 41. С. 174–188.

27. Тебекин А. В. Развитие направления подготовки «менеджмент» в системе высшего образования в современных условиях // Журнал педагогических исследований. 2018. Т. 3, № 2. С. 128–153.

28. Тебекин А. В. Стратегическое управление персоналом. Москва, 2020. 182 с.

29. Тебекин А. В., Василюк Т. Н. Современные тенденции развития менеджмента как направления подготовки в системе высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2018. № 2. С. 87–90.

30. Тебекин А. В., Ломакин О. Е. О возможностях развития системы непрерывного профессионального образования с использованием ключей обеспечения эффективности Ивао Кобаяси // Журнал педагогических исследований. 2018. Т. 3, № 3. С. 97–109.

31. Тебекин А. В., Митропольская-Родионова Н. В., Хорева А. В. Требования по подготовке специалистов прикладного менеджмента в сфере управления внешнеэкономической деятельностью в системе высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2019. № 5. С. 121–128.

32. Тебекин А. В., Петров В. С. Промышленная политика и стратегия эффективного развития промышленных предприятий в условиях постиндустриальной экономики. Москва : Русайнс, 2018. 106 с.

33. Тебекин А. В., Серяков Г. Н. Теоретикометодические основы исследования технологических укладов экономики. Москва : Русайнс, 2017. 83 с.

34. Тебекин А. В., Тебекин П. А., Егорова А. А. Выбор подхода к формированию стратегии, обеспечивающей выход из глобального социально-экономического кризиса 2020 года // Теоретическая экономика. 2020. № 5 . С. 44–67.

35. Тебекин А. В., Широкова Л. Н. Взаимосвязь образовательных программ с динамикой технологических укладов // Транспортное дело России. 2014. № 1. С. 86–89.

36. Ходырева Е. А. Инновационная деятельность в образовании: основные тенденции и приоритеты // Концепт. 2016. № S1. С. 46–50.

37. Черных С. И. Кризис образования как состояние и как социально-философская проблема // Профессиональное образование в современном мире. 2011. № 3. С. 32–41.

38. Шнейдер Е. М., Димитрюк Ю. С., Тамошкина Е. В. Инновационные изменения в современном высшем образовании России // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26813 (дата обращения: 13.11.2020).

39. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Москва : Эксмо, 2007. 861 с.

40. Щербакова Е. В. Инновационные процессы и тенденции в образовательном процессе // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (Уфа, нояб. 2013 г.). Уфа, 2013. С. 18–21.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Тебекин А.В., Игнатьева А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Хорева А.В. Приоритеты инновационного развития высшего образования как адекватная реакция на тенденции развития общества в новой реальности. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(1):66-75. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-17

For citation: Tebekin А.V., Ignatieva A.V., Mitropolskaya-Rodionova N.V., Khoreva A.V. Priorities of higher education innovative development as an adequate response to trends of the society development in new reality. Professional education in the modern world. 2021;11(1):66-75. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-17

Просмотров: 14

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)