Российское общество и образование в точке бифуркации: выбор проекта будущего


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-3

Полный текст:




Аннотация

В статье утверждается, что в условиях перехода России к постпроизводительному обществу (постиндустриальному, обществу знания) ей нужна такая стратегия развития образования, которая позволит: а) сформировать субъекта данного общества; б) повысить уровень и качество образования, и шире – человеческого потенциала; в) обеспечить стране статус глобального центра силы. Для выяснения содержания такой стратегии автор статьи прибег к помощи трансдисциплинарной методологии, состоящей: а) из концепций, описывающих и осмысляющих тенденции развития планетарного сообщества и его пространственную структуру; б) проектных построений субъекта наступающей социокультурной реальности; в) системно-целостного подхода к образованию. Автор полагает, что отказ российского общества от прежней модели социально-экономического развития ставит перед страной вопросы о траектории продвижения в Будущее, о природе новой социокультурной конструкции. Ответ на эти вопросы лежит, по сути, в плоскости выбора одной из стратегий развития: догоняющей (вслед за лидирующим Западом путем копирования его культурных образцов) или опережающей (построенной на культурном лидерстве, структурируемой идеей самоосуществления человека, а не идеей максимизации прибыли). Для России, оказавшейся в точке бифуркации, сделанный выбор будет носить судьбоносный характер, определяющий то, останется ли она глобальным актором, или же скатится в число периферийных государств мир-системы. В рамках спасительной для страны стратегии опережающего развития образование должно быть сориентировано на формирование «homo creator’а» – типа личности, руководствующейся постматериалистической мотивацией, желающей «быть, а не иметь», готовой к соединению своих усилий с другими людьми во имя как личных, так и общественных интересов.


Об авторе

С. Г. Новиков
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Россия

Новиков Сергей Геннадьевич – доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры педагогики, 

400066, Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27



Список литературы

1. Вильчек В. М. Прощание с Марксом. (Алгоритмы истории). Москва : Прогресс : Культура, 1993. 224 с.

2. Новиков С. Г. Стратегия развития российского образования в эпоху «глобальных перемен» // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 1. С. 26–33.

3. The global human capital – 2017. Preparing people for the future of work. Geneva, 2017. 191 p. URL: https://www.weforum.org/reports/the-global-human-capital-report-2017 (дата обращения: 06.10.2020).

4. Население РФ подорожало собой. Всемирный банк обновил рейтинг стран по индексу человеческого капитала // Коммерсантъ. 2020. № 170. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4494281 (дата обращения: 06.10.2020).

5. The global innovation index 2020. Who will finance innovation? // Global Innovation Index. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2020.pdf (дата обращения: 06.10.2020).

6. Доклад о человеческом развитии 2019. За рамками уровня доходов и средних показателей сегодняшнего дня: неравенство в человеческом развитии в XXI веке. Нью-Йорк, 2019. 40 с. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2019_ru.pdf (дата обращения: 06.10.2020).

7. Фурсов А. И. Водораздел. Необуржуазия, или Всадники капиталистического апокалипсиса // Изборский клуб. URL: https://izborsk-club.ru/14904?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (дата обращения: 06.10.2020).

8. Бузгалин А. В., Колганов А. И. Мы пойдем другим путем! От «капитализма Юрского периода» к России будущего. Москва : Яуза, 2009. 384 с.

9. Бузгалин А. В. Человек в мире отчуждения: к критике либерализма и консерватизма. Реактуализация марксистского наследия // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 155–166.

10. Лаваль К. Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма. Москва : Новое лит. обозрение, 2010. 430 с.

11. Вайзе П. Homo economicus и homo sociologicus: монстры социальных наук // Thesis. 1993. Вып. 3. С. 115–130.

12. Becker G. S. Economic analysis and human behavior // Advances in Behavioral Sciences. 1987. Vol. 1. Р. 3–17.

13. Бузгалин А., Колганов А. «Экономика для человека» – стратегия опережающего развития III (тезисы, версия 2011) // Интелрос. URL: http://www.intelros.ru/strategy/gos_rf/9605-yekonomika-dlya-cheloveka-strategiyaoperezhayushhego-razvitiya-iii-tezisy-versiya-2011.html (дата обращения: 06.10.2020).

14. Новиков С. Г. «Человек творческий» как цель профессионального образования в современной России // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1. С. 121–127.

15. Новиков С. Г. Цель образования в обществе знания: homo economicus, homo innovaticus или homo creator? // Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2019. С. 110–122.

16. Иноземцев В. Л. Наука, личность и общество в постиндустриальной действительности // Российский химический журнал. 1999. Т. 43, № 6. С. 13–22.

17. Inglehart R. Changing values among western publics from 1970 to 2006 // West European Politics. 2008. Vol. 31, № 1/2. P. 130–146.

18. Малашхия Г. М. От человека экономического к человечному: критический взгляд на современную экономическую систему // Перспективы человека в глобализирующемся мире. Санкт-Петербург, 2003. C. 278–318.

19. Батищев Г. С. Найти и обрести себя // Вопросы философии. 1995. № 3. С. 95–129.

20. Новиков С. Г., Куликова С. В., Глебов А. А. Образование, воспитание и педагогика в России: от прошлого к будущему. Волгоград : Перемена, 2018. 175 с.

21. Лысак И. В. Междисциплинарность и трансдисциплинарность как подходы к исследованию человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 6-2. С. 134–137.

22. Merriam-Webster dictionary. URL: https://www. merriam-webster.com (дата обращения: 07.10.2020).

23. Князева Е. Н. Трансдисциплинарные стратегии исследования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 10. С. 193 – 201.

24. Volckmann R. Transdisciplinarity: Basarab Nicolescu talks with Russ Volckmann // Integral Review : Transdisciplinary and Transcultural Journal For New Thought, Research, and Praxis. 2007. № 4. P. 73–90. URL: https://integral-review.org/transdisciplinarity-basarab-nicolescutalks-with-russ-volckmann/ (дата обращения: 07.10.2020).

25. Бушковская Е. А. Феномен междисциплинарности в зарубежных исследованиях // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 330. С. 152–155.

26. Игнатов С. Б., Игнатова В. А. Трансдисциплинарный подход: возможности и средства реализации в содержании образования // Философия образования. 2016. № 3. С. 14–25.

27. Карпов А. О. Будущее образования // Общественные науки и современность. 2018. № 5. С. 115–124.

28. Карпов А. О. Генезис концепции исследовательского образования: от Канта до общества знаний // Философия образования. 2015. № 2. С. 17–37.

29. Неборский Е. В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 // Мир науки 2017. Т. 5, № 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/26PDMN417.pdf (дата обращения: 08.10.2020).

30. Карпов А. О. Университеты в обществе знаний: проблема институализации креативности // Философские науки. 2019. Т. 62, № 2. С. 77–95.

31. Переслегин С. Б. Образовательные аспекты Евроазиатской интеграции. Часть 1 // Знаниевый реактор: проектная группа. URL: http://znatech.ru/proekty/fbarrier/obrazovatel_nye_aspekty_evroaziatskoj_integracii_chast_1/ (дата обращения: 06.10.2020).

32. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России). Т. 2. Теория и методология : словарь. Новосибирск : Сиб. хронограф, 1998. 600 с.

33. Сериков В. В. Опыт научно-педагогической школы личностно-развивающего образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 2. С. 11–18.

34. Неклесса А. И. Культиваторы будущего // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 2. С. 22–37.

35. Колесникова И. А,, Барымова Н.С., Гвоздева М. С., Игнатович Е. В., Котюрова И. А., Кренева И. В., Недбайлик С. Р., Нечаева Л. А., Соколова Е. И., Токко Н. И. Концептосфера непрерывного образования: опыт лингво-педагогического анализа. Ч. 1. Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2016. 138 с.

36. Пфаненштиль И. А., Панарин В. И. Цифровое образовательное пространство и проблема «расчеловечивания» // Профессиональное образование в современном мире. 2020. № 2. Т. 10. С. 3656–3665.

37. Евзрезов Д. В., Майер Б. О. «Образование 2030» – вызов системе образования. 1. Форсайт образования – С. Г. Новиков Российское общество и образование в точке бифуркации: выбор проекта будущего S. G. Novikov Russian society and education at the bifurcation point: choice of a project of the future план создания «людей одной кнопки»? // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2. С. 118–132.

38. Степанов С. Ю., Оржековский П. А., Ушаков Д. В. Проблема цифровизации и стратегии развития непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 2. С. 2–15.

39. Черных С. И. Цифровизация как дизруптивная инновация // Проблемы высшего образования и современные тенденции социогуманитарного знания (VIII Арсентьевские чтения) : сб. материалов Всерос. науч. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 17–18 дек. 2019 г.). Чебоксары, 2020. С. 254–258.

40. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 06.10.2020).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Новиков С.Г. Российское общество и образование в точке бифуркации: выбор проекта будущего. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(1):11-22. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-3

For citation: Novikov S.G. Russian society and education at the bifurcation point: choice of a project of the future. Professional education in the modern world. 2021;11(1):11-22. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-1-3

Просмотров: 245

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)