Выбор системы управления обучением на основе матрицы приоритетов


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-10

Полный текст:




Аннотация

Стремительный переход к дистанционной системе образования, вызванный пандемией COVID-19, вынудил ряд учебных заведений высшего образования в кратчайшие сроки внедрить системы удаленного обучения. Предшествующий внедрению период выбора соответствующего программного обеспечения в ряде случаев был ограничен. Частным следствием такого ограничения стало отсутствие комплексного подхода к выбору критериев и их последующему использованию для оценки преимуществ той или иной системы. Решения в подобных условиях могли приниматься в императивном порядке и не  учитывать требования некоторых групп пользователей. Целью исследования является  оценка эффективности выбора системы управления обучением с применением матрицы критериев при условии, что степень значимости критериев определена лишь одной ключевой группой. Кроме того, в статье оценивается эффективность применения общих критериев выбора программного обеспечения в условиях сегодняшнего рынка систем дистанционного обучения. В качестве метода оценки применялся многокритериальный  выбор на основе матрицы критериев. Вес и значимость каждого из критериев определены аналитически, на основании опроса преподавателей высшего учебного заведения. Результаты работы выражены в конкретных данных – ранжировании систем с применением  выбранного метода, а также рекомендациях по выбору критериев с учетом их экспертной  или аналитической оценки. Выводы, сделанные в результате исследования,  свидетельствуют о недостаточности применения критериев, значимость которых определяется одной из нескольких фокус-групп, участвующих в эксплуатации и  обслуживании программного продукта. Также отмечена необходимость использования  специальных критериев выбора, отражающих возможности и потребности каждого учебного заведения в отдельности.

Об авторе

С. М. Левин
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Россия

кандидат юридических наук, PhD, профессор кафедры автоматизированных
систем управления, факультета систем управления

Российская Федерация, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 40



Список литературы

1. Исакова А. И., Левин С. М. Модели повышения мотивации студентов в образовательном процессе вуза // Инженерное образование. 2020. № 28. С. 20–30.

2. Орусова О. В. Как коронавирус изменил систему высшего образования: анализ перехода вузов на дистанционное обучение // Научное обозрение. Серия: Экономика и право. 2020. № 3. С. 184–195. DOI: 10.26653/2076-4650-2020-3-17.

3. Исакова А. И., Кориков А. М., Левин С. М. Многокритериальный выбор на основе матрицы критериев при оценке эффективности программного обеспечения информационных систем // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. 2020. Т.23, № 4. С.40–44. DOI: 10.21293/1818-0442-2020-23-4-40-44.

4. About Moodle FAQ // Moodle. URL: https://docs.moodle.org/310/en/About_Moodle_FAQ (дата обращения: 20.02.2021).

5. GIT. URL: http://git-scm.com/download (дата обращения: 20.02.2021).

6. MoodleCloud // Moodle. URL: https://moodle.com/moodlecloud/ (дата обращения: 20.02.2021).

7. Scalable to any size URL: https://docs.moodle.org/310/en/About_Moodle#Scalable_to_any_size (дата обращения: 20.02.2021).

8. Рекомендуемые системы дистанционной работы // WikiCMC. URL: https://wiki.cs.msu.ru/Main/СистемыУдаленнойРаботы (дата обращения: 20.02.2021).

9. Activities // Moodle. URL: https://docs.moodle.org/310/en/Activities (дата обращения: 20.02.2021).

10. Learning tools interoperability // Wikidepia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Learning_Tools_Interoperability (дата обращения: 20.02.2021).

11. Alie M., Casany M. J., Llorens A., Alcober J., D’Arc Prat J. Atenea exams, an IMS LTI application to solve scalability problems: a study case // Applied Sciences. 2021. Vol. 11, № 1, art. 80. P. 1–17. DOI: https://dx.doi.org/10.3390/app11010080.

12. Бабичева И. В. Реализация когнитивновизуального подхода к обучению математике с использованием SCORM-технологий // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2020. № 2. С. 5–15. DOI: 10.24411/2225-8264-2020-10014.

13. Итинсон К. С. Google Classroom в педагогической деятельности преподавателей // Региональный вестник. 2020. № 9. С. 61–63.

14. Gerrit De Vynck G., Bergen M. Google Classroom users doubled as quarantines spread // Bloomberg. 2020. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-04-09/google-widens-lead-in-education-market-as-students-rushonline (дата обращения: 20.02.2021).

15. Choose the edition that’s right for your institution // Google for education. URL: https://edu.google.com/products/workspace-for-education/editions/ (дата обращения: 20.02.2021).

16. Nirmala A. A., Triaswati E., Rahmawan A F. Implementation of the GSE (Google Suite Education) Program at SD Muhammadiyah 09 Plus in the Covid-19 pandemic era // Omega: Jurnal Fisika dan Pendidikan Fisika. 2020. Vol. 6. No. 2. URL: https://journal.uhamka.ac.id/index.php/omega/article/view/5967.

17. Our company story // Instructure. URL: https://www.instructure.com/about/our-story (дата обращения: 20.02.2021).

18. Burrack F., Thompson D. Canvas (LMS) as a means for effective student learning assessment across an institution of higher education // The Journal of Assessment in Higher Education. 2021. Vol 2, № 1. P. 1–19. DOI: https://doi.org/10.32473/jahe.v2i1.125129.

19. Teaching and learning. To the power of Canvas LMS // Instructure. URL: https://www.instructure.com/product/canvas/higher-education/lms (дата обращения: 20.02.2021).

20. Video: What conferencing tools can be used with Canvas // Instructure. URL: https://www.instructure.com/canvas/en-gb/resources/product-guides/video-what-сonferencingtools-can-be-used-with-canvas (дата обращения: 20.02.2021).

21. Blackboard delivers worldwide growth // Cision PR Newswire. 2017. URL: https://www.prnewswire.com/newsreleases/blackboard-delivers-worldwide-growth-300398129.html#:~:text=Blackboard%20is%20the%20leading%20provider,countries%20reaching%20100%20million%20users (дата обращения: 20.02.2021).

22. Tseng H. An exploratory study of students’ perceptions of learning management system utilisation and learning community // Research in Learning Technology. 2020. Vol. 28, art 2423. P. 1–18. DOI: https://doi.org/10.25304/rlt.v28.2423.

23. Blackboard learn: an advanced LMS // Blackboard. URL: https://www.blackboard.com/teaching-learning/learning-management/blackboard-learn (дата обращения: 20.02.2021).

24. Mirapolis LMS. URL: https://www.mirapolis.ru/lms/funkcional/ (дата обращения: 20.02.2021).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Левин С.М. Выбор системы управления обучением на основе матрицы приоритетов. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(2):98-108. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-10

For citation: Levin S.M. Choosing a learning management system based on a priority matrix. Professional education in the modern world. 2021;11(2):98-108. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-2-10

Просмотров: 200

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)