Готовность выпускника вуза к будущей профессиональной деятельности как условие его конкурентоспособности

Полный текст:


Аннотация

Реферат. В статье рассматривается проблема подготовки конкурентоспособных выпускников вузов. В современных условиях на рынке труда сложилась жесткая конкуренция. При трудоустройстве на высокооплачиваемую работу по специальности конкурентные преимущества получают те молодые специалисты, которые оказываются более квалифицированными, компетентными, то есть более конкурентоспособными. В связи с этим возникают вопросы, какими характеристиками должен обладать современный конкурентоспособный специалист, чтобы удовлетворить требования работодателя, и как оценить уровень конкурентоспособности? Для ответа, а также для решения проблемы по повышению уровня конкурентоспособности молодого специалиста в статье был проведен анализ понятия конкурентоспособности выпускника вуза; рассмотрены различные качественные и количественные характеристики сравнения и оценки конкурентоспособности выпускника вуза, предлагаемые различными исследователями в данной области. Установлено, что к оценке конкурентоспособности специалиста нужно подходить комплексно. В статье приведены следующие результаты исследования: 1. Конкурентоспособность выпускника определятся его профессиональной компетентностью, проявляющейся в готовности к будущей профессиональной деятельности. 2. Готовность выпускника к будущей профессиональной деятельности - это интегративная характеристика, которая включает: необходимый набор компетенций; наличие устойчивых ценностных ориентаций по отношению к будущей профессиональной деятельности; сформированность определенных личностных качеств. 3. Существует закономерная зависимость готовности выпускника к профессиональной деятельности как конкурентоспособного специалиста от реализации в образовательном процессе вуза следующих условий: обеспечения взаимодействия компетентностного, контекстного, личностно-ориентированного, проблемного подходов к обучению; реализации обучения на основе разработанных индивидуальных образовательных маршрутов с учетом ценностных ориентаций студентов.

Об авторе

Екатерина Викторовна Полицинская
Юргинский технологический институт (филиал) Томского политехнического университета
Россия


Список литературы

1. Резник С. Д., Сочилова А. А. Личная конкурентоспособность студента // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. - № 24. - С. 408-416.

2. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

3. Касымова Ю. Н. Конкурентоспособность: некоторые современные подходы экономической науки // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами». - 2013. - № 6. - URL: http://www.uecs.ru/economika-truda (дата обращения: 20.05.2014).

4. Сливина Т. А. Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук. -Красноярск, 2008.

5. Ангеловский А. А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2004.

6. Бодьян Л. А. Развитие конкурентоспособности студентов технического вуза на основе контекстно-модульного подхода: автореф. дис. канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2009.

7. Хазова С. А. Развитие конкурентоспособной личности в системе образования: автореф. дис. док. пед. наук. - Майкоп, 2011.

8. Мартене Р. Социальная психология и спорт. - М.: ФиС, 1979.

9. Грейсон Джексон К., О’Делл Карла. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М., 2004.

10. Meskon M., Albert M., Hedouri F. Basis of management. - M.: Williams, 2007.

11. Porter M. E. Competitive advantage. - M.: Alpina Business of Books, 2005.

12. Киржбаум О. В. Повышение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда: организационный аспект: автореферат дис. канд. эконом. наук. - Омск, 2007.

13. Савенкова Т. И. Конкуренция вузов и конкурентоспособность специалистов как вектор движения образования на пути к прогрессу // Аудит и финансовый анализ. - 2007. - № 1. - С. 407-414.

14. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

15. Миляева Л. Г., Борисова О. В. Анализ конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений: монография. - Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2009.

16. Сливина Т. А., Кунстман Е. П. Проектная деятельность как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - № 1. - С. 174-181.

17. Райцев А. В. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного вуза: дис. док. пед. наук. - СПб., 2004.

18. Бадмаев Б. Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

19. Атанов Г. А. Деятельностный подход в обучении. - Донецк: ЕАИ-Пресс, 2001.

20. Матяш Н. В., Фещенко Е. М. Диагностика профессиональной компетентности педагога-психолога // Образовательные технологии. - 2009. - № 2. -С. 80-91.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Полицинская Е.В. Готовность выпускника вуза к будущей профессиональной деятельности как условие его конкурентоспособности. Профессиональное образование в современном мире. 2014;(4):57-66.

For citation: Politsinskaya E.V. Graduates' readiness for prospective professional activities as a factor of their competitiveness. Professional education in the modern world. 2014;(4):57-66. (In Russ.)

Просмотров: 136

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)