Социокультурная адаптация иностранных студентов в Сибирском регионе


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-05

Полный текст:




Аннотация

Актуальность исследуемой проблемы социокультурной адаптации иностранных студентов в Сибирском регионе определяется несколькими факторами: повышением интереса иностранных студентов к региональным вузам, что обусловлено востребованностью соответствующих направлений подготовки; спецификой региона, существенно влияющей на возникновение дополнительных адаптационных трудностей (климат, особенности университетской, городской, региональной среды); небольшим практическим опытом региональных вузов в обучении иностранных студентов из дальнего зарубежья, требующим постоянного мониторинга трудностей адаптационного процесса; необходимостью оптимизации сопровождения иностранных студентов с учетом понимания испытываемых ими затруднений социокультурного и иного характера. Целью исследования является установление, анализ и классификация проблем социокультурной адаптации, определение направлений социокультурной поддержки иностранных студентов в Сибирском регионе. Основными методами исследования стали теоретические (анализ, синтез, конкретизация, обобщение); диагностические (анкетирование); статистические методы. Анкетирование проводилось с участием 83 студентов из дальнего зарубежья, обучающихся на билингвальной программе лечебного факультета Сибирского государственного медицинского университета, который стал площадкой для проведения исследования. В основе анкеты лежит международная шкала социокультурной адаптации (SCAS). Расчеты производились с использованием программы IBM SPSS Statistics. В результате определены факторы, способствующие формированию психологических, социокультурных, дидактических барьеров, затрудняющих процесс обучения. Кроме того, выявлены базовые, этнокультурные (восприятие юмора), региональные (климат, проблемы поиска привычной еды, взаимодействие со сферой услуг) и индивидуальные (участие в общественных мероприятиях и пр.) трудности, влияющие на процесс социокультурной адаптации. Установлены направления сопровождения иностранных студентов для обеспечения их успешной интеграции в культурное и образовательное сообщество. Полученные результаты могут быть полезными для оказания своевременной поддержки иностранным студентам, обучающимся в вузах Сибирского региона, социальнопсихологическими службами университетов, а также в рамках подготовки студентов к обучению и проживанию в новых социокультурных условиях.


Об авторах

С. Л. Васильева
Сибирский государственный медицинский университет
Россия

Васильева Светлана Леонидовна – кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков

Российская Федерация, 634 050, Томск, ул. Московский тракт, 2



А. А. Абрамова
Сибирский государственный медицинский университет
Россия

Абрамова Анастасия Анатольевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Российская Федерация, 634 050, Томск, ул. Московский тракт, 2



М. Г. Волкова
Сибирский государственный медицинский университет
Россия

Волкова Марина Геннадьевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры латинского языка и медицинской терминологии

Российская Федерация, 634 050, Томск, ул. Московский тракт, 2



Н. А. Дмитриенко
Сибирский государственный медицинский университет
Россия

Дмитриенко Наталья Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Российская Федерация, 634 050, Томск, ул. Московский тракт, 2



Н. С. Коваленко
Сибирский государственный медицинский университет
Россия

Коваленко Надежда Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

Российская Федерация, 634 050, Томск, ул. Московский тракт, 2



Список литературы

1. Академическая мобильность иностранных студентов в России // Факты образования. 2016. Вып. 7. URL: https://5top100.ru/upload/iblock/750/fo7.pdf (дата обращения: 08.02.2020).

2. Беккер И. Л., Иванчин С. А. Проблемы адаптации иностранных студентов к образовательному процессу российского вуза (на примере Пензенского государственного университета) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 4. С. 247–257.

3. Berry J. W. Immigration, acculturation, and adaptation // Applied Psychology: International Review. 1997. Vol. 46, № 1. P. 5–68.

4. Searle W., Ward C. The prediction of psychological and sociocultural adjustment during cross-cultural transitions // International Journal of Intercultural Relations. 1990.№ 14. P. 449–464.

5. Ward C., Kennedy A. The measurement of sociocultural adaptation // International Journal of Intercultural Relations. 1999. Vol. 23, № 4. P. 659–677. DOI: https://doi.org/10.1016/S0147–1767 (99) 00 014–0.

6. Лондаджим Т. Социокультурная адаптация: сущность и функции // Альманах современной науки и образования. Тамбов, 2011. № 11. C. 109–112.

7. Овсянникова И. Г., Терещенко Т. М. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 41–46.

8. Орлова Э. А. Социокультурная реальность: к определению понятия // Личность. Культура. Общество. 2007. Т. 9, вып. 1. С. 70–86.

9. Парсонс Т. К общей теории действия: теоретические основания социальных наук // О структуре социального действия. Москва, 2002. С. 421–423.

10. Кривцова О. И. Социокультурная адаптация иностранных студентов в образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной академии им. Н. Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. № 8, ч. 2. С. 284–288.

11. Сушко Н. Г. О некоторых аспектах социокультурной адаптации иностранных студентов к образовательной среде // Ученые заметки ТОГУ. 2017. Т. 8, № 3. С. 302–309.

12. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросскультурную психологию: учеб.пособие. Москва: Старый сад, 1998. 316 с.

13. Лебедева Н. М. Теоретические подходы к исследованию взаимных установок и стратегий межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России // Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России. Москва, 2009. C. 10–63.

14. Росляков А. Е. Процесс адаптации студентов в условиях вуза // Психология и эргономика. 2003. № 4. С. 21–26.

15. Иванова М. И. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России:дис. … д-ра психол. наук. Санкт-Петербург, 2001. 353 с.

16. Creswell J. W. Research design: qualitative, quantitative, and mixed methods approaches. Thousand Oaks: Sage Publ., 2009. 246 p.

17. Gall M., Gall J., Borg R. Educational research an introduction. 8th ed. New York: Pearson Education, 2007. 672 p.

18. Simic-Yamashita M., Tanaka T. Exploratory factor analysis of the Sociocultural Adaptation Scale (SCAS) among international students in Japan // Journal of Humanities and Social Sciences. 2010. Vol. 29. P. 27–38.

19. Wilson G. P. Fitting-in: sociocultural adaptation of international graduate students // NERA Conference Proceedings. 2011. URL: https://opencommons.uconn.edu/nera_2011/21/ (accessed 08.02.2020).

20. Гурбан А. Д. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российских вузах (на приме‑ ре ТПУ): магистерская дис. / Нац. исслед. Томскийполитехн. ун-т. Томск, 2017. 81 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Васильева С.Л., Абрамова А.А., Волкова М.Г., Дмитриенко Н.А., Коваленко Н.С. Социокультурная адаптация иностранных студентов в Сибирском регионе. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(4):4212-4222. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-05

For citation: Vasilyeva S.L., Abramova A.A., Volkova M.G., Dmitrienko N.A., Kovalenko N.S. Socio-cultural adaptation of international students in the Siberian region. Professional education in the modern world. 2020;10(4):4212-4222. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-05

Просмотров: 522

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)