Модернизация системы образования Российской Федерации

Полный текст:


Аннотация

Реферат. Авторское исследование основных факторов модернизации российской системы образования обусловлено объективной потребностью проектирования системы образования, адекватной вызовам сегодняшнего времени в плане как реализации научно-технического прогресса, так и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Автором установлено, что термин «модернизация» означает усовершенствования, изменения, позволяющие отвечать современным требованиям. Модернизация российского общества как важнейший фактор его возрождения имеет в своей основе глубокие историко-философские традиции. После включения России в европейские процессы на новом качественном уровне обострились проблемы, связанные с ее дальнейшим развитием и завоеванием своего места в современном мире. Автор считает, что выработка основ стратегии российской образовательной системы, которая бы обеспечила не только выживание, но и стабильное развитие с превращением ее в определяющий фактор возрождения страны, является одной из самых актуальных методологических задач. Практическая реализация этой цели должна стать основной задачей образовательной стратегии, поскольку лишь на общественной основе могут формироваться подлинно гуманные и демократические условия для индивидуального развития и свободного самоопределения каждого индивидуума. По мнению автора, образование представляет собой многомерный феномен. Это, во-первых, род деятельности, во-вторых - важнейший социальный институт, в-третьих - целенаправленный процесс приобретения и передачи знаний, умений, навыков и развития на их основе потребностей и способностей личности, в-четвертых - уровень умений, навыков, знаний и определенных способностей, основанных на них, в-пятых - междисциплинарная наука, формирующаяся на стыке философии, педагогики, социологии, психологии, экономики, медицины, в-шестых - социальная ценность. Наконец, образование демонстрирует все более тесную интеграцию с производством и наукой, выступая в качестве важнейшей народнохозяйственной отрасли. Объективная оценка сегодняшнего состояния отечественной образовательной системы должна предшествовать разработке образовательной стратегии. Этот вопрос вызывает диаметрально противоположные суждения. Однако без проведения объективной оценки текущего состояния дел какие-либо попытки стратегического планирования обречены на неудачу.

Об авторе

Елена Фёдоровна Мороз
Сибирский институт пожарной безопасности - филиал Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций
Россия


Список литературы

1. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / под ред. М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги. - М.: ЦСПиМ, 2010. - С. 41-57.

2. Пушкарева Е. А. Философский анализ интеграции образования и науки всовременных условиях. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. - С. 61-67.

3. Будущее высшей школы в России: Экспертный взгляд. Форсайт-исследование 2030: Аналитический доклад / под ред. B. C. Ефимова. - Красноярск: Сибирский Федеральный университет, 2012. - С. 82-85.

4. Орлова Н. П. Философский анализ трансформаций российской высшей школы на рубеже XX-XXI вв. // Философия образования. -2008. - № 3 (24). -С. 93-99.

5. Гончарова Т. М. Культурно-цивилизационный подход к реформе образования // Философия образования. - 2010. - № 1 (30). - С. 128-132.

6. Саввин A. C. Болонский процесс и национальная система образования // Философия образования. - 2012. - № 2 (41) - С. 78-82.

7. Щербак E. H. Развитие высшего образования - базис экономического суверенитета государства в условиях рыночной экономики и глобализации // Образование и право. - 2012. - № 6 (34) - С. 65-68.

8. Миронов B. B. Образование как основополагающая культурная ценность и опасности унификации / Мировой общественный форум «Диалог Цивилизаций» // Вестник 2008. - С. 16-25.

9. Эмих H. A. Проблема реформирования системы российского образования в современных условиях // Философия образования. - 2012. - № 1 (40). -С. 67-74.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Мороз Е.Ф. Модернизация системы образования Российской Федерации. Профессиональное образование в современном мире. 2014;(4):15-23.

For citation: Moroz E.F. Modernization of educational system in the Russian Federation. Professional education in the modern world. 2014;(4):15-23. (In Russ.)

Просмотров: 97

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)