Теоретико-методологические аспекты личностного роста профессионала в процессе этико-медицинской и физкультурно-спортивной подготовки будущего врача


https://doi.org/10.15372/PEMW20200324

Полный текст:


Аннотация

Введение. В статье исследованы теоретико-методологические аспекты формирования качеств личности будущего врача с позиций философии образования, теории педагогики, профессиональной этики и принципов подготовки студентов в медицинском вузе. Исследуется понятийный аппарат, на основе которого может эффективно решаться проблема формирования профессионально-нравственных и психофизических качеств будущего врача. Предлагаются различные подходы к пониманию проблемы целостности человека, к использованию комплексных технологий обучения в системе медицинского образования. Обсуждаются вопросы качественной подготовки будущего специалиста к его профессиональной деятельности, что невозможно без формирования соответствующих личностных свойств. Цель статьи: рассмотрение проблемы формирования всесторонне развитой и гуманной личности будущего врача в процессе вузовского обучения, воспитания и поведения на основе профессиональной медицинской этики. Методология и методы исследования. Применены: диалектическая методология, принцип развития, системный подход, дедуктивный и индуктивный научные методы, аксиологический принцип при рассмотрении этико-медицинских оснований для формирования профессионально-нравственных и психофизических характеристик будущего врача с позиций философии образования и педагогической теории. Результаты исследования. В статье рассмотрен понятийный аппарат, необходимый для исследования педагогических основ развития человека, раскрытия проблемы формирования качеств личности профессионала медицинского профиля. Рассмотрены морально-этические и психофизические качества личности, формируемые в процессе общепрофессиональной, социогуманитарной и физкультурно-спортивной подготовки. Обобщен позитивный опыт, накопленный кафедрой физической культуры и здорового образа жизни в Алтайском государственном медицинском университете по формированию личностных профессионально-нравственных и психофизических качеств будущего врача. Автором статьи представлена схема «Трансформация уровней формирования цельной личности (эволюционно-педагогический аспект)» с позиций организации здорового образа жизни в вузе и формирования профессионально-нравственных качеств молодых специалистов в медицинском вузе. Заключение. Теоретико-методологические аспекты формирования и развития личности будущего специалиста медицинского профиля еще недостаточно исследованы в профессиональном образовании высшей школы на этапах современного реформирования. В связи с этим необходимо дальнейшее рассмотрение не только гносеологических, но и праксиологических проблем профессионального медицинского образования. В настоящей статье показано, как с помощью педагогически обусловленного развития личности специалиста могут формироваться важнейшие профессионально-этические и психофизические качества будущего врача.

Об авторе

П. Г. Воронцов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Воронцов Павел Геннадьевич – кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и здорового образа жизни,

656 038, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, д. 40



Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 288 с.

2. Воронцов П.Г., Ушаков П.В. Физкультурно-спортивная антропология в системе человековедения, новых антропологических наук и физического воспитания // Философия образования. 2017. № 2. С. 66–74.

3. Лузина Л.М. Человек в проблемном поле воспитания. Псков: ПГПУ, 2008. 287 с.

4. Марцинковская Т.Д. Развитие человека в социальном пространстве // Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы Междунар. конф., посвящ. 80‑летию А.В. Брушлинского. Москва, 2013. Т. 1. С. 125–128.

5. Наливайко Н.В., Ушаков П.В., Ушакова Е.В. Антропологический поворот в социокультурном знании и философии образования // Философия образования. 2017. № 3. С. 28–37.

6. Абульханова К.А. Проблема соотношения личности, индивидуальности, субъекта // Современная личность: психологические исследования. Москва, 2012. С. 17–35.

7. Гришина Н.В., Костромина С.Н. Психология личности: переосмысление традиционных подходов в контексте вызовов современности // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 52. С. 1–2.

8. Мадди С. Теории личности. Сравнительный анализ: пер. с англ. Санкт-Петербург: Речь, 2002. 538 с.

9. Мироненко И.А. Понятия «Субъект» и «Личность» в современной российской психологии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010. № 3. С. 5–14.

10. Никитенко В.Н. Профессионализм – интегральное свойство личности // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т.7, № 1. С. 892–896.

11. Разин A.B. Нравственный мир человека. Москва: Акад. проект, 2003. 425 с.

12. Черных С.И., Софиенко М.Б. Современный педагог как объект философского анализа // Профессиональное образование в современном мире. 2012. № 2. С. 36–46.

13. Наливайко Н.В., Паршиков В.И. Профессиональное образование в современном мире: концептуальное осмысление тенденций развития // Профессиональное образование в современном мире. 2011. № 1. С. 4–10.

14. Ан С.А., Наливайко Н.В., Панарин В.И., Паршиков В.И. Новые горизонты философии образования в анализе проблем управления образованием в условиях глобализирующегося мира // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 4. С. 1364–1372.

15. Пушкарев Ю.В. К вопросу о подготовке профессиональных кадров в современных условиях реформирования системы высшего образования // Профессиональное образование в современном мире. 2012. № 1. С. 115–119.

16. Пушкарева Е.А., Пушкарев Ю.В. Ценностный потенциал развития современного образования: условия и перспективы профессионального роста // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 2. С. 63–71.

17. Арпентьева М.Р., Гриднева С.В., Тащева А.И. Кризис университета: от «всесторонне развитой личности» к «роботоустойчивому специалисту» // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 4. С. 2298–2308.

18. Бодрова Е.В., Никитина С.Б. Кризис системы образования. Поиск новой парадигмы образования на рубеже XX–XXI веков // Московский гуманитарный университет. URL: https://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2009/ professor.ru/ Bodrova&Nikitina.pdf (дата обращения: 05.05.2020).

19. Воронкова Е.С. Проблема формирования ценностных направленностей в процессе профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2011. № 2. С. 116–119.

20. Панарин В.И., Паршиков В.И., Черных С.И. Гуманитарная культура как условие трансформации образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 1. С. 34–39.

21. Севостьянов Д.А. Инверсивный анализ в современном образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2433–2442.

22. Яковлева И.В., Косенко Т.С. Эволюция и современное состояние проблемы взаимодействия образования и социокультурных ценностей // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 1. С. 1796–1805.

23. Ельчанинов В.А., Панарин В.И., Паршиков В.И. Ушакова Е.В. Антропосоциальное наследование как научная и образовательная проблема в условиях информатизации и цифровизации // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2451–2463.

24. Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. Москва: Логос, 2003. 352 с.

25. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики: учеб. для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 446 с.

26. Вишневская Н.В. Профессиональная этика как составляющая профессиональной деятельности медиков // Среднее профессиональное образование. 2011. № 6. С. 59–60.

27. Волкова Л.И., Штейнгардт Ю.Н. Медицина и общество, врач и пациент XXI века (новая хартия врачебной профессии) // Российский медицинский журнал. 2003. № 6. С. 9–10.

28. Кондрашова Р.А. Современные проблемы медицинской деонтологии // Успехи современного естествознания. 2013. № 9. С. 49–51.

29. Констаньчак С. Профессиональная пригодность студентов медицинских профессий в контексте профессиональной этики // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 1. С. 125–129.

30. Корнаухова Т.А. Специфика профессиональной этики медицинского работника // Теория и практика общественного развития. 2015. № 6. С.159–162.

31. Орел В.И., Стуколова Т.И., Стволинский И.Ю. Значение качеств характера для успешной профессиональной деятельности врача // Бюллетень научно-исследовательского института социальной гигиены, экономики и управления здравоохранениям им. Н.А. Семашко. 2003. № 7. С. 131–134.

32. Скибицкий В.В., Запевина В.В., Звягинцева Ю.Г., Породенко Н.В., Звягинцев С.В. О роли врачебной этики и деонтологии в формировании личности врача-интерниста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4–1. С. 273–276.

33. Ушакова Е.В., Косенко Т.С., Сидоров Н.С. Проблема коммерциализации медицинской сферы и медицинского образования: социально-философский и экономический аспекты // Философия образования. 2020. Т. 20, № 1. С. 94–112.

34. Шамов Т.А. О взаимоотношении этики, деонтологии, биомедицинской этики и медицинского права // Верхневолжский медицинский журнал. 2012. Т. 10, № 3. С. 51–55.

35. Ведухина А.Н., Лобыгина Н.М., Шарапова С.В. Здоровьесберегающие технологии укрепления здоровья молодежи в специальных медицинских группах // Философия образования. 2016. № 5. С. 185–193.

36. Иванов И.В., Сорокина Е.Л. Спортивно-культурное образование в рамках единого социального взаимодействия образовательных учреждений разного вида // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 1. С. 90–94.

37. Федотов Б.В. Идеология здорового образа жизни в современной России // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3620–3632.

38. Бабушкин И.Е., Воронцов П.Г., Жариков А.Ю. Развитие физкультурно-оздоровительной работы в медицинском вузе по общероссийскому направлению «Вуз здорового образа жизни» // Философия образования. 2016. № 5. С. 175–184.

39. Бабушкин И.Е., Воронцов П.Г., Жариков А.Ю., Иванова В.Н., Ушакова Е.В. Реализация образовательного аспекта формирования здоровья молодежи в теоретической дисциплине «Здоровый образ жизни и физкультурно-оздоровительные практики» // Философия образования. 2017. № 4. С. 110–122.

40. Воронцов П.Г. «Физическая культура и спорт» как особая антропосоциальная сфера и отрасль педагогического образования // Философия образования. 2018. № 4. С. 137–149.

41. Воронцов П.Г. Роль педагогики оздоровления в формировании профессионально-нравственных качеств светской и религиозной вузовской молодежи средствами физической культуры // Философия образования. 2016. № 5. С. 194–203.

42. Воронцов П.Г., Крылова Т.И., Лобыгина Н.М., Просекова Т.С., Ушакова Е.В. Научно-исследовательская работа студентов в системе вузовского управления по проблемам физкультурно-оздоровительной деятельности // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 1. С. 1694–1701.

43. Воронцов П.Г., Мандриков В.Б., Ушакова Е.В. Комплексное образование в сфере здоровья и здорового образа жизни человека // Философия образования. 2019. Т. 19, № 1. С. 134–144.

44. Черных С.И. Инверсия и иерархия ценностей: образование, культура, патриотизм // Философия образования. 2018. № 3. С.19–32.

45. Знаков В.В. Методика исследования макиавеллизма личности. Москва: Смысл, 2001. 20 с.

46. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком. Психология манипулирования. Москва: АСТ: Харвест, 2006. 357 с.

47. Сорокина Т.С. История медицины. 8‑е изд. Москва: Академия, 2008. 560 с.

48. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. Москва: РНИМУ им. Н.И. Пирогова, 2014. 192 с.

49. Сергеев В.В., Наследков В.Н., Шмелев И.А. Биоэтика: учеб. пособие. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 240 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Воронцов П.Г. Теоретико-методологические аспекты личностного роста профессионала в процессе этико-медицинской и физкультурно-спортивной подготовки будущего врача. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(3):4146-4160. https://doi.org/10.15372/PEMW20200324

For citation: Vorontsov P.G. Theoretical and methodological aspects of a professional personal growth in the process of ethical-medical and physical-sport training of a future doctor. Professional education in the modern world. 2020;10(3):4146-4160. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200324

Просмотров: 71

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)