Дидактогении и стрессы инноваций в высшем образовании


https://doi.org/10.15372/PEMW20200323

Полный текст:


Аннотация

Cтатья посвящена стрессу инноваций, который в современном образовании выступает одной из основных трудностей жизнедеятельности студентов и преподавателей. Помимо образовательного и профессионального стресса, важно принимать во внимание стрессы личностного развития и межличностных отношений, которые связаны с «личным» или «интимно-личным», а также социальными аспектами и уровнями взаимоотношений в жизни человека. Авторы раскрывают понятие стресса инноваций. Стресс инноваций – это стресс, который возникает и развивается, и в процессе и результате введения инноваций. Для студентов и преподавателей инновации являются как ситуацией, порождающей стрессы и кризисы персонального, интерперсонального и организационного уровней, так и способом преодоления таких стрессов, проблем, и кризисов развития. Основное внимание в этом исследовании фокусируется на профилактике и коррекции дидактогений (педиогений и матетогений у студентов и преподавателей). Различные дидактогении участвуют в формировании и развитии личностных, межличностных и организационных стрессовых расстройств и кризисов, в том числе стрессов инноваций. Стрессы – серьезная проблема жизни современного человека. Они воздействуют на физическое, психическое, социальное и духовно-нравственное здоровье людей. Основной целью работы является исследование того, в какой степени стрессы инноваций в университетах и школах воздействуют на академические и профессиональные успехи студентов, на труд преподавателей, а также на их личное, межличностное и организационное здоровье. Важно отметить взаимосвязь причин и последствий, а также проявлений стрессов инноваций, возникающих у преподавателей и студентов на личностном, интерактивно-учебном и организационном уровнях. Также важно подчеркнуть необходимость системной работы по профилактике, коррекции и преодолению стрессов инноваций. Авторы рассматривают моральные, социальные, физиологические и психологические методы преодоления стресса. Авторы в общих чертах обрисовывают и предлагают различные методы борьбы со стрессом (для его предотвращения и преодоления). Множество эффективных и продуктивных методов управления стрессом необходимо практиковать как время учебных занятии, так и в рамках специальных мероприятий.

Об авторах

М. Р. Арпентьева
Центр психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие»
Россия

Арпентьева Мариям Равильевна – доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования, педагог-психолог

248000, г. Калуга, ул. Достоевского, д. 44



А. И. Тащева
Южный федеральный университет
Россия

Тащева Анна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и консультативной психологии, научный руководитель Психологической службы Академии психологии и педагогики

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42



С. В. Гриднева
Южный федеральный университет
Россия

Гриднева Светлана Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры обшей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42



Список литературы

1. Наумцева Ю. Психологическая готовность к организационным изменениям: подходы, понятия, методы // Организационная психология. 2016. Т. 6, № 2. С. 55–74.

2. Kassymova G.K., Valeeva G.V., Stepanova O.P., Goroshchenova O.A., Gasanova R.R., Kulakova A.A., Menshikov P.V., Arpentieva M.R., Dossayeva S.K., Garbuzova G.V. Stress of the innovation and innovations in education // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 6, № 382. P. 288–300. DOI: https://doi.org/10.32014/2019.2518–1467.173.

3. Khatri R., Henderson C., Cole R., Froyd J.E., Friedrichsen D., Stanford C. Characteristics of well-propagated teaching innovations in undergraduate STEM // International Journal of STEM Education. 2017. Vol. 4, art. 2. P. 1–10. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s40594‑017‑0056‑5.

4. Ranga M., Etzkowitz H. Triple Helix systems: an analytical framework for innovation policy and practice in the knowledge society // Entrepreneurship and knowledge exchange. New York, 2015. P. 117–158. DOI: http://dx.doi.org/10.4324/9781315795638.

5. Rerke V.I., Bubnova I.S., Tatarinova L.V., Zhigalova O.V., Gordina O.V., Gordin A.I. Motivational readiness of teachers to innovate in educational organization: psychological aspect // ESPACIOS. 2019. Vol. 40, № 26. P. 1–7. URL: http://www.revistaespacios.com/a19v40n26/a19v40n26p08.pdf (accessed 10.10.2019).

6. Stock R.M., von Hippel E., Gillert N.L. Impacts of personality traits on consumer innovation success // Research Policy. 2016, Vol. 45, № 4. P. 757–769. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2015.12.002.

7. Tenzer H., Yang P. Personality, Values, or attitudes? Individual-level antecedents to creative deviance // International Journal of Innovation Management. 2019. Vol. 23, № 2, art. 1950009. P. 1–36. DOI: http://dx.doi.org/10.1142/S1363919619500099.

8. SutantoE.M.The influence of organizational learning capability and organizational creativity on organizational innovation of Universities in East Java, Indonesia // Asia Pacific Management Review. 2017. Vol. 22. P. 128–135. DOI: 10.1016/j.apmrv. 2016.11.002.

9. Walder A.M. Pedagogical Innovation in Canadian higher education: Professors’ perspectives on its effects on teaching and learning // Studies in Educational Evaluation. 2017. Vol. 54. P. 71–82. DOI: 10.1016/j.stueduc.2016.11.001

10. Weitze C.L. Designing pedagogical innovation for collaborating teacher teams // Journal of Education for Teaching. 2017. Vol. 43, № 3. P. 361–373. DOI: 10.1080/02607476.2017.1319511.

11. Платонов К.И. Слово, как физиологический и лечебный фактор. Харьков: Гос. изд-во Украины, 1961. 381 с.

12. Арпентьева М.Р. Академическое социально-психологическое консультирование и преподавание психологии. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2016. 670 с.

13. Арпентьева М.Р., Тащева А.И., Гриднева С.В. Коммодификация образования: процессы и результаты // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2406–2420.

14. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. Москва: Высшая шк., 1991. 228 с.

15. Нагорнова А.Ю., Нагорнов Ю.С. «Мания» – структура и адаптивная модель развития дидактогений у школьников // Устойчивое развитие: наука и практика. 2016. № 1. С. 43–50.

16. Минигалиева М.Р. Изучение психологии и самопознание студентов. Психотерапевтическая модель педагогического общения Л.А. Петровской. Saarbrucken: LAP, 2012. 632 с.

17. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська шк., 1973. 287с.

18. Черненко Ю.А., Сапрыкина Д.И. Феномен буллинга в российских школах: учителя – жертвы // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. № 3. С. 136–150. URL: https://cmd-journal.hse.ru/article/view/8075 (дата обращения: 10.10.2019).

19. De Wet C. Victims of educator-targeted bullying: a qualitative study // South African Journal of Education. 2010. № 30. P. 189–201.

20. TerryA.A. Teachers as targets of bullying by their pupils: a study to investigate incidence // British Journal of Educational Psychology. 1998. № 68. P. 255–268.

21. Türküm A.S. Social supports preferred by the teachers when facing school violence // Children and Youth Services Review. 2011. № 33. P. 644–650.

22. Пуляева В.Н., Неврюев А.Н. Взаимосвязь базовых психологических потребностей, академической мотивации и отчуждения от учебы обучающихся в системе высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 2. С. 19–32. DOI: 10.17759/pse.2020250202.

23. Hascher T., Hadjar A. School alienation – theoretical approaches and educational research // Educational Research. 2018. Vol. 60, № 2. P. 71–188. DOI: 10.1080/00131881.2018.1443021.

24. Pampaka M., Pepin B., Sikko S.A. Supporting or alienating students during their transition to Higher Education: mathematically relevant trajectories in the contexts of England and Norway // International Journal of Educational Research. 2016. Vol. 79. P. 240–257. DOI: 10.1016/j.ijer.2016.06.008.

25. Ангеловский К. Учителя и инновации: кн. для учителя. Москва: Просвещение, 1991. 159 с.

26. Брунер Дж. Процесс обучения пересмотрен // Phi Delta Kappan. 1971. Вып. 53, № 1. С. 18–21.

27. Arpentieva M.R., Kassymova G.K., Lavrinenko S.V., Tyumaseva Z.I., Valeeva G.V., Kenzhaliyev O.B., Triyono M.B., Duvalina O.N., Kosov A.V. Environmental education in the system of global and additional education // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 3, № 379. P. 158–168. DOI: DOI: https://doi.org/10.32014/2019.2518–1467.82.

28. Авксененко Т.Н. Влияние школьных дидактогений на социально-психологическую адаптацию студентов // Вестник университета. 2014. № 15. С. 219–222.

29. Мирошниченко А.А. Комплексная оценка деятельности учителя как условие профилактики дидактогении // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. Т. 17, № S2. С. 162–163.

30. Худик В.А., Тельнюк И.В. К вопросу о генезисе и профилактике дидактогении в условиях образовательной среды школы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т. 5, № 4. С. 48–53.

31. Верещагина А.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Ценностный кризис современного образования в исторической проекции и динамике модернизации его парадигмальных оснований в условиях вызовов информационной эпохи // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 2. С. 74–91.

32. АвакянИ.Б., ВиноградоваГ.А.Оценка инновационной готовности педагогических коллективов вузов // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 1. С. 16–30. DOI: 10.17759/psyedu.2020120102.

33. Perikova E.I., Atamanova I.V., Bogomaz S.A. Specific features of psychological readiness for innovative activity (with the main focus on young adults in St. Petersburg and Tomsk) // Science for Education Today. 2020. Vol. 10, № 1. P. 62–78. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658–6762.2001.04.

34. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования // Современное высшее образование. 2006. Т. 4. С. 20–27.

35. Кларк Б.Р. Поддержание изменений в университетах. Преемственность тематических исследований и концепций. Москва: Изд. дом Высшей шк. экономики, 2011. 312 с.

36. Autio E., Kenney M., Mustar P., Siegel D., Wright M. Entrepreneurial innovation: the importance of context // Research Policy. 2014. Vol. 43, № 7. P. 1097–1108. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.respol.2014.01.015.

37. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1989. 205 с.

38. Старыгина А.М. Инновационные преобразования в восприятии студентов и преподавателей российских вузов. Историко-социальная образовательная идея. 2017. Т. 9, ч. 2. С. 200–207.

39. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. Москва: Новая шк., 1994. 62 с.

40. Afanasenko I.V., Tashcheva A.I., Gabdulina L.I. System of values of the youth in the light of its social frustration // Social Sciences. 2015. № 10. P. 1287–1290.

41. Bruner J.S. Toward a theory of instruction. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1966. 156 р.

42. Gridneva S.V., Vasyakin B.S., Ovsyanik O.A., Pozharskay E.L., Berezhnaja M.S. Modern health improving psychotechnologies of a higher school teacher’s personality // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017, Vol. 12. Р. 1–22.

43. Jonker J. Toolbook for organizational change. A practical approach for managers. London: Van Gorcum a. Comp. BV, 1995. 260 p.

44. Rogers E.M. Diffusion of innovations. New York: Free Press, 2003. 380 p.

45. Sinay E., Nahornick A., Graikinis D. Fostering global competencies and deeper learning with digital technologies research series. Creativity and innovation in teaching and learning: a focus on innovative intelligence (I2 Q) pilot program. Toronto: Toronto District School Board, 2017. 92 p. (Research Report no. 17/18-11). URL: https://www.researchgate.net/publication/322700360_creativity_and_innovation_in_teaching_and_learning_a_focus_on_innovative_intelligence_i2q_pilot_program (accessed 10.10.2019).

46. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. Москва: Ин-т эксперим. социологии; Санкт-Петербург: Алетейя, 1998. 160 с.

47. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н. Философско-методологические основы педагогики высшей школы // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2015. № 4/5. С. 24–39.

48. Селигмен А. Проблема доверия. Москва: Идея-Пресс, 2002. 256 с.

49. Schwab J.J. Brandwein P.P. The teaching of science. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1962. 152 p.

50. Kassymova G.K., Arpentieva M.R., Kosherbayeva A.N., Triyono M.B., Sangilbayev S.O., Kenzhaliyev B.K. Science, education & cognitive competence based on e-learning // Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan, 2019. Vol. 1, № 377. P. 269–278. DOI: https:// doi.org/10.32014/2019.2518–1467.31.

51. Лукина А.А., Тарасова И.И. Инновации в образовании глазами студентов САФУ // Арктика и Север. 2013. № 11. С. 82–86.

52. Остапенко А.А., Хагуров Т.А. Образовательные инновации и реформы глазами учителей и преподавателей: краткий обзор социологического исследования // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4. С. 221–226.

53. Короткина И.Б. О «дорожных картах», «рейтинговой лихорадке» и академическом письме // Высшее образование в России. 2017. № 1. С. 15–24.

54. Радаев В.В. Пять принципов построения нового университета // Pro et Contra. 2010. Май-июнь. С. 6–18.

55. Mezirov J. Fostering critical reflection in adulthood: a guide to transformative and emancipator learning. San Francisco, 1991. 221 р.

56. Stepanova G.A., Tashcheva A.I., Stepanova O.P., Menshikov P.V., Kassymova G.К., Arpentieva M.R., Tokar O.V. The problem of management and implementation of innovative models of network interaction in inclusive education of persons with disabilities // International Journal of Education and Information Technologies. 2018. Vol. 12. P. 156–162.

57. Stepanova O.P., Gridneva S.V., Menshikov P.V., Kassymova G.К., Tokar O.V., Merezhnikov A.P., Arpentieva M.R. Value-motivational sphere and prospects of the deviant behavior // International journal of education and information technologies. 2018. Vol. 12, P. 142–148.

58. Найт Дж. Последствия международной торговли образовательными услугами // Экономика образования. 2006. № 5. С. 59–62.

59. Нефедова А.И. О концептах «академический капитализм» и «предпринимательский университет» // Высшее образование в России. 2015. № 6. C.75–81.

60. Платонова Н.М., Платонов М.Ю. Современные тенденции развития высшей школы // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014. № 1. С. 81–86.

61. Панферов В.Н., Безгодова С.А., Васильева С.В., Иванов А.С., Микляева А.В. Эффективность обучения и академическая мотивация студентов в условиях онлайн-взаимодействия с преподавателем (на примере видеолекции) // Социальная психология и общество. 2020. Том 11, № 1. С. 127–143. DOI: 10.17759/sps.2020110108.

62. Ключарев Г.А., Дежина И.Г. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» // Соцологические исследования. 2018. № 9. С. 40–48. DOI: http://dx.doi.org/10.31857/S013216250001957–5.

63. Truman S. A Generative framework for creative learning: a tool for planning creative-collaborative tasks in the classroom // Border Crossing. 2011. № 1101. P. 1–13. DOI: https://doi.org/10.33182/bc.v1i1.518.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Арпентьева М.Р., Тащева А.И., Гриднева С.В. Дидактогении и стрессы инноваций в высшем образовании. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(3):4130-4145. https://doi.org/10.15372/PEMW20200323

For citation: Arpentieva M.­., Tashcheva A.I., Gridneva S.V. Didactogenias and stresses of innovations in higher education. Professional education in the modern world. 2020;10(3):4130-4145. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200323

Просмотров: 92

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)