Технологии включения обучающихся в проектную деятельность


https://doi.org/10.15372/PEMW20200316

Полный текст:




Аннотация

Современные условия рынка труда актуализированы переходом к компетентностному подходу и подготовкой специалистов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. В образовательной среде также происходит переход к ФГОС++, который связан, прежде всего, с введением новых требований к формированию у будущих специалистов универсальных компетенций, где важной составляющей являются проектные компетенции. Примером выступает такая компетенция, как УК-2, заключающаяся в способности определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (для уровня бакалавриата) и способности управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла (для уровня магистратуры). Актуальность проектной деятельности в образовательной среде неоспорима, так как данный подход развивает обучающихся, мотивирует их к самостоятельному поиску информации, проведению научно-практических исследований, внедрению полученных результатов в профессиональную деятельность. Технологии социального проектирования включают в себя особую образовательную значимость, которая предъявляет высокие требования как к преподавателю, так и к обучающемуся. Специалистам в области социального проектирования необходимо уметь принимать решения в условиях неопределенности и социального риска, быть творческими и изобретательными, а также обладать специальными знаниями в области проектирования, владеть методами организационной психологии и психологии трудовой деятельности [1]. В статье рассматриваются технологии формирования у будущих специалистов в области социального инжиниринга проектных компетенций, которые направлены, в качестве определенной установки, на разработку и реализацию конкретных проектов для решения социально значимых проблем общества.

Об авторах

Н.  С. Ливак
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, институт социального инжиниринга
Россия

Ливак Наталия Степановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики института социального инжиниринга, директор Социально-психологического центра «Инсайт»

660037, Красноярск, проспект имени газеты «Красноярский рабочий», 31



А.  М. Портнягина
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, институт социального инжиниринга
Россия

Портнягина Анастасия Михайловна – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики института социального инжиниринга, ведущий специалист сектора инклюзивного образования Социально-психологического центра «Инсайт»

660037, Красноярск, проспект имени газеты «Красноярский рабочий», 31



Список литературы

1. Пискорская С.Ю. Социальная инженерия в сфере профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 4. С. 3158–3166.

2. Прахалад С.К. Ключевая компетенция корпорации // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия. Менеджмент. 2008. № 3. С. 19–46.

3. Справочная информация: «Профессиональные стандарты и квалификации» // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157 436/ (дата обращения: 27.08.20).

4. Ливак Н.С. Формирование проектных компетенций // Актуальные проблемы психологии труда: теория и практика: материалы III Междунар. науч.‑практ. конф., Красноярск, 22 нояб. 2019 г. Красноярск, 2019. С. 114–117.

5. Хворых О. Системно-деятельностный подход // Учебно-методический портал. URL: https:// www.uchmet.ru/library/material/145058/ (дата обращения: 27.08.20).

6. Dewey J. Progressive education and the science of education. Washington, 1928. 28 p.

7. Dewey J. Experience and education. New York, 1938. 21 p.

8. Пискорская С.Ю. Философия инновационного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 3. С. 2024–2031.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. Москва: Академия, 2002. 272 с.

10. Непочатых Е.П. Развитие представлений о понятиях «компетенция» и «компетентность» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2013. № 20. С. 243–251.

11. КибановА.Я., КаштановаЕ.В.Управление персоналом: теория ипрактика. Организация профориентации и адаптации персонала. Москва: Проспект, 2015. 56 с.

12. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. Москва: Юрайт, 2015. 411 с.

13. Нестерова О.В. Handbook по дисциплине «Модели профессиональных компетенций в управлении персоналом». Программа магистерской подготовки по направлению «Управление человеческими ресурсами». Москва, 2011. 35 с.

14. Килпатрик В.Х. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе. Ленинград: Брокгауз-Ефрон, 1925. 43 с.

15. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. Москва: ГИППО, 2008. 228 с.

16. Пискорская С.Ю. Стратегические проекты в образовании: социально-философский анализ // Профессиональное образование в современном мире. 2019. № 1. С. 2388–2397.

17. Маркова И.А. Проектная деятельность – один из факторов формирования социального опыта школьника // Наша школа. 2014. № 11. С. 74–76.

18. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие. Москва: Академия, 2005. 288 с.

19. Piskorskaya S.Y., Malanina Y.N. Consulting: Russian practice of economy greening // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2020. Vol. 421, art. 072008. P. 1–4. DOI:10.1088/1755–1315/421/7/072008.

20. Коржова Е.Ю. Психология личности. Типология теоретических моделей. Санкт-Петербург: Ин-т практ. психологии, 2004. 542 с.

21. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. Ленинград, 1973. Вып. 2. С. 111–118.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ливак Н.С., Портнягина А.М. Технологии включения обучающихся в проектную деятельность. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(3):4064-4073. https://doi.org/10.15372/PEMW20200316

For citation: Livak N.S., Portnyagina A.M. Technologies to include students in project activities. Professional education in the modern world. 2020;10(3):4064-4073. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200316

Просмотров: 272

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)