Проблема изучения индивидуальных образовательных траекторий в дополнительном образовании педагогов


https://doi.org/10.15372/PEMW20200315

Полный текст:


Аннотация

Современная практика образования ищет пути оптимизации своей работы. Многие современные исследователи образования полагают, что социальные институты должны эволюционировать для работы с вызовами и возможностями меняющегося настоящего и неизвестного, непредсказуемого будущего. Эти пути, как и само образование, весьма многочисленны. Их осмысление и изучение может вестись и частично ведется на самых разных уровнях, в самых разных контекстах, изменяя не только образование как таковое, но и учебно-трудовые отношения. Цель исследования – осмысление проблемы изучения индивидуальных образовательных траекторий в дополнительном образовании педагогов в контексте решения задач повышения продуктивности и эффективности учебно-профессиональной подготовки и деятельности будущих учителей, совершенствования образовательных систем, учебно-профессионального труда будущих специалистов и специалистов, участвующих в их подготовке и переподготовке, а также организации и оптимизации психолого-педагогического сопровождения современной образовательной и профессионально-трудовой деятельности педагога в общем и дополнительном образовании. Методика и методология исследования. Работа содержит теоретическое осмысление проблемы изучения индивидуальных образовательных траекторий в дополнительном образовании педагогов в контексте решения задач повышения продуктивности и эффективности учебно-профессиональной подготовки и деятельности будущих учителей. Осуществленное исследование является развитием идеи о необходимости системного анализа и поиска целостных стратегий осмысления и разрешения проблемы изучения индивидуальных образовательных траекторий в дополнительном образовании педагогов в контексте повышения продуктивности и эффективности учебно-профессиональной подготовки и деятельности будущих учителей. Результаты исследования. В работе отмечается, что многовековая история исследований путей оптимизации образования в философии, культурологии, социологии, педагогике, психологии и иных науках позволяет выделить несколько ведущих смысловых ориентиров, представляющих собой континуумы принципиальных для разработки и реализации программ, методов и методик образования аспектов. Выделяются основные континуумы осмысления образования как процесса и результата становления и развития человека как личности, партнера и профессионала. Проблема изучения индивидуальных образовательных траекторий в современной педагогике и психологии – это проблема, которая должна опираться на многочисленные исследования образования, обучения и воспитания человека как личности, партнера и профессионала, накопленные наукой России и иных стран на всем протяжении возникновения и развития образования. Она также тесно связана с осмыслением вероятностных сценариев трансформаций образования в будущем, построением форсайт-проектов образования.

Об авторе

Р. Р. Гасанова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Гасанова Рената Рауфовна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры истории и философии образования, заместитель декана факультета педагогического образования

119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 52



Список литературы

1. Арпентьева М.Р. Разрушение университета: от «всесторонне развитой личности» к «роботоутойчивому специалисту» // Challenges of Science: proc. of Intern. pract. Internet conf. Almaty, November 22, 2018. Almaty, 2018. P. 1–12.

2. Лукша П., Кубиста Д., Ласло А., Попович М., Ниненко И. Образование для сложного общества: докл. Global Education Futures. Москва: Рос. учеб., 2018. 212 с.

3. Вильданов И.Э., Сафин Р.С., Корчагин Е.А., Абитов Р.Н. Образовательные траектории подготовки профессионально-педагогических кадров в строительном научно-образовательном кластере // Казанский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 44–53.

4. Храпаль Л.Р., Шарифзянова К.Ш. Научно-методическое обеспечение проектирования индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации педагогов в условиях информационной образовательной среды // Казанский педагогический журнал. 2015. № 5–1. С. 26–31.

5. Андронов И.С. Определение индивидуальной образовательной траектории в реализации образовательных программ гуманитарного и общественно-научного профиля // Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре общества ХХI века. Cанкт-Петербург, 2015. С. 162–164.

6. Газиев И.А., Шоптенко В.В. Общеакадемические образовательные конкурсы РАНХИГС как инструмент построения новых образовательных траекторий // Лучшие практики в образовании и профориентации Президентской академии. Москва, 2016. С. 7–14.

7. Финикова О.В. Индивидуальная образовательная траектория курсанта образовательной организации системы МВД России: учеб.‑метод. пособие. Белгород: МВД, 2019. 120 с.

8. Бабенко Н.Л. Реализация индивидуальных образовательных траекторий как условие развития социально-личностной компетентности в образовательном процессе вуза // Проблемы непрерывного профессионального образования в России: состояние и перспективы: материалы докл. VI Всерос. науч.‑практ. конф. с междунар. участием. Ростов-на-Дону, 2016. С. 12–22.

9. Игнатович В.К., Гребенникова В.М. Модель проектирования старшеклассниками индивидуальной образовательной траектории как средства формирования их образовательной самостоятельности // Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы: материалы Всерос. науч.‑практ. очной онлайн-конф. с междунар. участием, Краснодар, 9 февр. 2018 г. Краснодар, 2018. С. 31–37.

10. Sergeeva M.G. Design of educational trajectory of students in the conditions of sociocultural educational environment // Научное образование. 2019. № 1. С. 6–14.

11. Есин Р.В. Проектирование индивидуальной образовательной траектории в адаптивном электронном образовательном курсе // Развивающий потенциал образовательных Web-технологий: сб. ст. участников Междунар. науч.‑практ. конф. Арзамас, 2018. С. 348–352.

12. Коблова М.В., Катаева Е.А., Шешенева А.В. Особенности реализации индивидуальных образовательных траекторий профессионального развития государственных служащих с применением дистанционных образовательных технологий // Информационные технологии в образовании: V Всерос. (с междунар. участием) науч.‑практ. конф. «ИТО-Саратов-2013». Саратов, 2013. С. 120–121.

13. Синчурина Е.С. Проектирование индивидуальной образовательной траектории студентов техникума в условиях цифровой образовательной среды // Человек в цифровом пространстве: онтология участия и культура взаимодействия: Всерос. науч.‑практ. конф. молодых ученых по гуманитар. и соц. наукам. Саратов, 26 февр. 2019 г. Саратов, 2019. С. 138–140.

14. Гаспарян С.П. Проблема выбора индивидуальных образовательных траекторий cтудентами технических вузов в условиях международной образовательной деятельности // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 20 Всерос. науч.‑практ. конф. Екатеринбург, 2015. Т. 2. С. 10–15.

15. Жаров В.К., Таратухина Ю.В. Электронная образовательная среда как условие для выстраивания индивидуальной образовательной траектории в кросскультурном контексте // Открытое и дистанционное образование. 2014. № 3. С. 12–17.

16. Вениг С.Б., Мурашев Д.А., Терин Д.В., Ставский Д.В. Индивидуальные образовательные траектории и реализация компетентностного подхода при совместном использовании клипатов и виртуальных информационных образовательных систем // Инженерное образование. 2012. № 11. С. 149–151.

17. Толбатова Ю.В. Компетентностная модель определения студентом индивидуальной образовательной траектории в высшем образовательном учреждении // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 4. С. 219–220.

18. Асмолов А.Г. Сложный человек как вызов педагогике возможностей // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 1. С. 13–19.

19. Лотман Ю.М. Чему учатся люди?: статьи и заметки. Москва: Центр Книги Рудомино, 2010. 416 с.

20. Лотман Ю.М. Воспитание души: Воспоминания. Беседы. Интервью. Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2003. 622 с.

21. Асмолов А.Г., Логвинова И.М. Учитель – мастер порождения смыслов в школе неопределенности: интервью // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 4. С. 8–13.

22. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления: философские проблемы психологии. Москва: Высшая шк., 1968. 104 с.

23. Выготский Л.С. О психологических системах // Выготский Л.С. Собрание сочинений. Москва: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 109–131.

24. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. Москва: ЭКСМО, 2003. 502 с.

25. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. Москва: Педагогика, 1983. 368 с.

26. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Москва: ИНТОР, 1996. 542 с.

27. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): учеб. пособие. Москва: Гардарики, 2002. 431 с.

28. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. Москва: Смысл, 2000. 511 с.

29. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Москва: Педагогика. 1983. Т. 1. 390 с.; Т. 2. 318 с.

30. Авдулова Т.П. Психология игры: учебник. Москва: Юрайт, 2018. 232 с.

31. Хейзинга Й. Человек играющий. Москва: Азбука-Классика, 2019. 400 с.

32. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва: Книга по Требованию, 2013. 228 с.

33. Arpentieva M.R., Kassymova K.G., Lavrinenko S.V., Tyumaseva Z.I., Valeeva G.V., Kenzhaliyev O.B., Triyono M.B., Duvalina O.N., Kosov A.V. Environmental education in the system of global and additional education // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 3, № 379. P. 11–18. DOI: https://doi.org/10.32014/2019.2518–1467.45

34. Foresight education: values, models and technologies of didactic communication of the XXI century / ed. by M.R. Arpentieva [at al.]. Toronto: Altaspera, 2018. 710 p.

35. Kassymova G.K., Yurkova M.G., Zhdanko T.A., Gerasimova J.R., Kravtsov A.Yu., Egorova J.V., Gasanova R.R., Larionova L.A., Arpentieva M.R. Personal self-development in the context of global education: the transformation of values and identity // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 6, № 382. P. 195–200.

36. Арпентьева М.Р., Карпенкова И.В., Ничипоренко Н.П., Гасанова Р.Р. Социально-психологическая компетентность: статьи и эссе. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2016. 650 с.

37. Gasanova R.R., Kassymova G.K., Arpentieva М.R., Pertiwi F.P. Individual educational trajectories in additional education of teachers // Challenges of Science. 2020. Iss. 3. P. 59–68. DOI: 10.31643/2020.009.

38. Kosov A.V., Golubeva G.F., Feshchenko E.M., Kirichkova M.E. Arpentieva M.R. The role of additional and alternative education in the self-development of children and adolescents // Advances in Social Science Education and Humanities Research. 2018. Vol. 198. P. 154–160. DOI: https://doi.org/10.2991/ictppfms-18.2018.27.

39. Educational foresight: trends and innovations in modern Russian education / ed. by M.R. Arpentieva [et al.]. Toronto: Altaspera, 2019. 254 p.

40. Kassymova G.К., Stepanova G.A., Stepanova O.P., Menshikov P.V., Arpentieva M.R., MerezhnikovA.P., Kunakovskaya L.A. Self-development management in educational globalization // International Journal of Education and Information. 2018. № 12. Р. 171–176.

41. Kitsantas A., Dabbagh N. Learning to learn with integrative learning technologies: a practical guide for academic success. Charlotte: Inform. Age Publ., 2010. 178 p.

42. Lee J. S., Blackwell S., Drake J., Moran K.A. Taking a leap of faith: redefining teaching and learning in higher education through project-based learning // Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2014. Vol. 8, iss. 2. P. 19–34.

43. Arpentieva M.R., KrasnoschechenkoI.P., KirichkovaM.E., ZalavinaT.Yu., StepanovaG.A.Psychological and pedagogical support for children’s and teenager’s self-development and education globalization. [S. l.]: Atlantis Press, 2018. 138 p. DOI: https://doi.org/10.2991/ictppfms-18.2018.24.

44. Арпентьева М.Р., Меньшиков П.В., Степанова О.П., Токарь О.В., Баженова Н.Г., Баженова Е.Д. Психология дидактической коммуникации: инновации конструктивистского подхода // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 3. С. 3121–3129.

45. Digital education: problems of didactic communication development / ed. by M.R. Arpentieva [et al.]. Toronto: Altaspera, 2019. 136 p.

46. Luksha P., Cubista J., Laszlo A., Popovich M., Ninenko I. Educational ecosystems for societal transformation: Global Education Futures rep. [S. l.], 2018. 132 р.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гасанова Р.Р. Проблема изучения индивидуальных образовательных траекторий в дополнительном образовании педагогов. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(3):4053-4063. https://doi.org/10.15372/PEMW20200315

For citation: Gasanova R.R. The problem of studying individual educational trajectories in additional education of teachers. Professional education in the modern world. 2020;10(3):4053-4063. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200315

Просмотров: 50

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)