Смысловое ядро безопасности субъектов в условиях информационного давления


https://doi.org/10.15372/PEMW20200305

Полный текст:




Аннотация

В статье представлены результаты изучения смыслов безопасности у субъектов, находящихся в экстремальных условиях влияния на них значительных массивов информации негативного характера. Актуальность обращения к проблеме определяется детерминированностью субъективных смыслов безопасности контекстом их продуцирования и недостаточной изученностью этого обстоятельства в работах предшественников. Целью исследования выступило изучение смыслового ядра безопасности субъектов, испытывающих информационное давление. Решались задачи: выявление смыслов безопасности у субъектов в условиях информационного давления; установление у них смыслового ядра категории безопасности; построение иерархии смыслов безопасности у заявленных субъектов. Исследование проводилось на выборке из 100 студентов, обучающихся в ряде столичных и региональных вузов. В качестве основного метода использовался ассоциативный эксперимент, в котором стимулами выступили категории «безопасность», «повседневная безопасность», «приобретенная безопасность». В качестве вспомогательного метода при обработке эмпирических данных использовался метод экспертной оценки. По итогам исследования установлено, что большая часть значимых элементов (попадающих в центр и ближнюю периферию ассоциативного поля) имеет стереотипную природу – 59,1 %, ситуативно-обусловленную природу – 31,8 %, ценностную природу – 9,1 %. Смысловое ядро безопасности респондентов, находящихся в условиях информационного давления, образуется из общечеловеческих ценностей, вероятностно добавленных компонентами стереотипного характера. К смысловому ядру безопасности примыкают ситуативные и стереотипные элементы. Научная новизна исследования состоит в изучении смыслов безопасности респондентов, находящихся в ситуации информационного давления. Значимостью обладает эмпирическое подтверждение приобретения смыслами безопасности вариативной части, обусловленной условиями нахождения субъекта их продуцирования. Перспектива дальнейших научных разработок по проблематике видится нами в сопоставлении смыслового ядра безопасности субъектов, находящихся в экстремальных и обыденных условиях жизнедеятельности, а также расширении типов экстремальных ситуаций изучения смыслового ядра безопасности.

Об авторах

В. Г. Тылец
Московский государственный лингвистический университет
Россия

Тылец Валерий Геннадьевич – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии

119 034, г. Москва, ул. Остоженка, 38, стр.1,



Т. М. Краснянская
Московский гуманитарный университет
Россия

Краснянская Татьяна Максимовна – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной и этнической психологии

111 395, г. Москва, ул. Юности, 5



В. В. Иохвидов
Ставропольский государственный педагогический институт
Россия

Иохвидов Владимир Вячиславович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

357 635, г. Ессентуки, ул. Долина роз, 7



Список литературы

1. Донева О.В. Опыт изучения социальной ответственности студентов в ситуации риска личной безопасности // Высшее образование сегодня. 2019. № 2. С. 48–50.

2. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Изменение психологической безопасности личности в условиях субъектной интрузии // Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Педагогические науки, Психологические науки, Филологические науки (литературоведение). 2017. № 5. С. 60–65.

3. Кутовой И.Н., Садовникова Д.С. Личность как категория концепции психологической безопасности // Прикладная психология и психоанализ. 2016. № 4. URL: https://ppip.idnk.ru/index.php/vypusk-1-2017/40‑2011‑02‑24‑12‑27‑14/index.php?option=com_content&view=article&id=811&catid=40 (дата обращения: 10.06.2020).

4. Neal A., Griffin M.A. A study of the lagged relationships among safety climate, safety motivation, and accidents at the individual and group levels // Journal of Applied Psychology. 2006. Vol. 91, № 4. Р. 946–953.

5. Иванов М.С., Солодухин А.В., ПомешкинаС.А., Серый А.В., Яницкий М.С., Горбунова Е.В. Представления об угрозах личной безопасности у больных кардиологического профиля // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2019. № 8. С. 78–84.

6. Краснянская Т.М., Тылец В.Г., Иохвидов В.В. Концепция личной безопасности как психолого-криминологический фактор самообороны // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12, № 6. C. 826–835. DOI: 10.17 150/2500–4255.2018.12 (6).826–835.

7. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Субъектные маркеры безопасности при разном уровне рефлексии информационной войны // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 4. С. 189–199. DOI: 10.18 384/2224‑0209‑2018‑4‑929.

8. Maralov V.G., Kudaka M.A., Markovich V.A., Kulanina S.V. The interconnection of social intelligence and the attitude of people to dangers // Asian Journal of Pharmaceutics. 2018. Vol. 12, № 1. P. 314–322.

9. Guldenmund F.W. The use of questionnaires in safety culture research – an evaluation // Safety Science. 2007. № 45. Р. 723–743.

10. Манторова И.В., Лютова А.С. Проблемы внушения и внушаемости в контексте концепции психологической безопасности личности // Прикладная психология и психоанализ. 2016. № 4. URL: https://ppip.idnk.ru/index.php/vypusk-1-2017/40‑2011‑02‑24‑12‑27‑14/nomer-4-2016/807‑mantorovai-v-lyutova-a-s-g-pyatigorsk#linkc (дата обращения: 10.06.2020).

11. Харламенкова Н.Е., Тарабрина Н.В., Быховец Ю.В., Ворона О.А., Казымова Н.Н., Дымова Е.Н., Шаталова Н.Е. Психологическая безопасность личности: имплицитная и эксплицитная концепции. Москва: ИП РАН, 2017. 262 с.

12. Сударик А.Н. Исследовательские возможности обеспечения психологической безопасности и защищенности личности в сфере высоких технологий // Актуальность педагогического наследия А.С. Макаренко в современных условиях. Москва, 2019. С. 604–611.

13. Иванов М.С. Безопасность как смысловая основа патриотизма // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1. С. 142–148.

14. Griffin M.A., Neal A. Perceptions of safety at work: a framework for linking safety climate to safety performance, knowledge, and motivation // Journal of Occupational Health Psychology. 2000. Vol. 5, № 3. Р. 347–358. DOI: https://doi.org/10.1037/1076–8998.5.3.347.

15. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Resources of individual psychological security with respect to the employment status of a pensioner // Advances in Gerontology. 2018. Vol. 8, № 3. P. 256–261. DOI: 10.1134/S2079057018030116.

16. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психолингвистическое исследование концептов «опасность» и «безопасность» в языковом сознании студентов // Вопросы психолингвистики. 2020. № 1. С. 84–97.

17. Басанова Т.А. Представление о безопасности у субъектов с различными характеристиками смысловой структуры мировоззрения // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. № 5. С. 263–265.

18. Лозовая Г.В. Модель формирования продуктивных представлений о безопасности жизнедеятельности у студентов педагогического колледжа // Education Sciences and Psychology. 2015. № 3. С. 42–52.

19. Синельникова О.П. Эмпирическое изучение представлений старших школьников о безопасности жизнедеятельности // Российский психологический журнал. 2009. Т.6, № 1. С. 122–125.

20. Смирнова О.В. Представления о безопасности в юношеском возрасте: половой и гендерный аспект // Женщина в российском обществе. 2020. № 1. С. 85–100.

21. Пирмагомедова Э.А. Эмпирическое изучение представлений подростков о безопасности жизнедеятельности // Российский психологический журнал. 2011. № 1. С. 140–144.

22. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологические ресурсы безопасности личности с различным опытом экстремальности // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2015. № 2. С. 100–107.

23. Mantorova I.V., Djevathanova D.A. Features of safety values of students with different type of time perspective // European Journal of Psychological Studies. 2016. Vol. 7, Is. 1. P. 22–28. DOI: 10.13 187/ejps.2016.7.22.

24. Стернин И.А., Рудакова А.В. Психолингвистическое значение и его описание. Теоретические проблемы. Saarbrücken: Lambert Acad. Publ., 2011. 192 c.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Тылец В.Г., Краснянская Т.М., Иохвидов В.В. Смысловое ядро безопасности субъектов в условиях информационного давления. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(3):3938-3947. https://doi.org/10.15372/PEMW20200305

For citation: Tylets V.G., Krasnianskaya T.M., Iokhvidov V.V. Semantic core of security of subjects in the conditions of information pressure. Professional education in the modern world. 2020;10(3):3938-3947. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200305

Просмотров: 200

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)