Тренинг-технология как фактор успешности внутриорганизационного обучения и развития человеческих ресурсов: методологический аспект


https://doi.org/10.15372/PEMW20200223

Полный текст:




Аннотация

Проблемным полем исследования в рамках рассматриваемой темы является отсутствие единого понятийного аппарата, единства в понимании и практическом применении принципов, методов, техник, процессов организации тренингов; общепринятого механизма реализации тренинг-технологии на внутриорганизационном уровне; систематизированного описания процессов обучения и развития человеческих ресурсов; единства взглядов на оценку результативности подобных мероприятий во время проведения занятий, по результатам обучения и т.д. В статье представлены результаты теоретического исследования и обобщение практического опыта авторов по применению тренинговых форм и методов обучения. Раскрыты некоторые методологические основы разрабатываемой авторами тренинг-технологии как метода обучения и развития персонала. Рассмотрен генезис развития тренингов в отечественной теории и практике. Представлена авторская интерпретация классификации тренингов, предполагающая выделение тренингов по формированию и развитию профессиональных компетенций; тренингов личностного роста; тренингов коммуникативной компетентности и командного взаимодействия; психологических (социально-психологических) тренингов. Сформулировано определение тренинг-технологии для внутриорганизационного обучения и развития человеческих ресурсов, представляющая собой образовательную технологию, применение которой имеет целевую направленность на достижение эффективности деятельности организации, своевременного реагирования на вызовы внешней среды, обеспечения устойчивости организации в стратегической перспективе, через формирование, удержание и развитие профессиональных компетенций сотрудников (корпоративных, рыночных). В графическом виде представлена разработанная модель механизма применения тренинг-технологии во внутриорганизационном процессе обучения иразвития персонала. Охарактеризованы принципы андрагогики как фундаментального элемента механизма реализации образовательной тренинг-технологии (принципы отказа от критики обучающихся, равенства, использования имеющегося положительного жизненного опыта, корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний, индивидуализации обучения, комфортности обучения, актуализации результатов обучения, системности обучения, активного творчества).


Об авторах

А. В. Черепанов
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Черепанов Аркадий Владимирович - кандидат экономических наук, доцент кафедры кадровой политики и управления персоналом кафедра кадровой политики и управления персоналом, факультет государственного и муниципального управления, .

630039 Новосибирск, ул. Добролюбова, 160



Г. А. Рехтина
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Рехтина Галина Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры кадровой политики и управления персоналом кафедра кадровой политики и управления персоналом, факультет государственного и муниципального управления.

630039 Новосибирск, ул. Добролюбова, 160



Список литературы

1. Дагаева Е. А. Внутрикорпоративная система обучения как фактор развития человеческого капитала // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2019. № 1. С. 103-106.

2. Хрящева Н. Ю. Развитие персонала - ключевой фактор успеха бизнеса // Управление персоналом. 2002. № 10. С. 44-51.

3. Черепанов А. В. Тренинг-технологии как метод управления человеческими ресурсами в условиях экономики знаний: монография / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Новосибирск: Золотой колос, 2017. 180 с.

4. Беленко П. Тренинговый рынок в России [Электронный ресурс]. URL: https://master-class.spb.ru/arttreningi/treningovyj-rynok-v-rossii/ (дата обращения 02.02.2020).

5. Григорьев Д. А. Бизнес-тренинг: как это делается. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 288 с.

6. Vopel R. W. Handbuch fur Gruppenleiter/innen. Zur Theorie und Praxis der Interaktionsspiele. Hamburg: Iskopress. 2000. 223 S.

7. Wills M. Managing the training process: putting the principles into practice. Farnham: Gower Publishing, Ltd., 1998. 321 p.

8. Buckley R., Caple J. The Theory and Practice of Training. Rev. 5th ed. London - Philadelphia: KOGAN PAGE. 2007. 322 p.

9. Armstrong M. Armstrong’s handbook of human resource management practice. 11th ed. London: Kogan Page Limited, 2015. 880 p.

10. Сухова Е. В. Современные работники: личностные характеристики, особенности обучения: монография. М: ИНФРА-М, 2020. 142 с.

11. Сычева С. М. Управление формированием и развитием системы внутрикорпоративного обучения персонала (теоретико-методический аспект): автореф. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М. Гос. ун-т упр. 2008. 26 с.

12. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

13. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: МарТ; Ростов-н/Д: МарТ, 2012. 357 с.

14. Лунев Ю. А. Подходы к профессиональной подготовке высших и линейных менеджеров в сфере управления человеческими ресурсами [Электронный ресурс]. URL: http://www.bigc.ru/publications/bigspb/personal/podhod_to_hrm.php (дата обращения 16.02.2020).

15. Свищев А. В. Проблемы формирования технологий бизнес-знаний современных фирм // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 2. С. 46-48.

16. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга М.: БИНОМ, 2012. 138 с.

17. Кларин М. В. Корпоративный тренинг от А до Я. М.: Дело, 2002. 153 с.

18. Сидоренко Е. В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. СПб.: Речь; Сидоренко и Ко, 2016. 287 с.

19. Ротанова М. Б. Тенденции корпоративного обучения в контексте образовательных парадигм // Вестник Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2014. № 1. С. 75-82.

20. Андриянова М. В. Внутрифирменное обучение персонала в России: тенденции и перспективы // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7, № 2 (23). С. 27-30.

21. Современное дополнительное образование взрослых: монография / под ред. С. В. Данилова, Л. П. Шустовой, З. В. Глебовой. М.: ИНФРА-М, 2020. 203 с.

22. Базарова Г. Т. Особенности обучения взрослых // Менеджер по персоналу. 2007. № 2. С. 42-48.

23. Кларин В. М. Андрагогика: наука обучения взрослых [Электронный ресурс]. URL: http://www.elitarium.ru/2004/08/25/andragogika_nauka_obuchenija_vzroslykh.html (дата обращения 18.03.2020).

24. Шмакова С. Б. Особенности обучения людей среднего возраста в системе повышения квалификации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (124). С. 24-29.

25. Филин С. А., Филина Т. В. Особенности внутрикорпоративных систем обучения взрослых // Человек и образование. 2008. № 3 (16). С. 45-48.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Черепанов А.В., Рехтина Г.А. Тренинг-технология как фактор успешности внутриорганизационного обучения и развития человеческих ресурсов: методологический аспект. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(2):3855-3869. https://doi.org/10.15372/PEMW20200223

For citation: Cherepanov A.V., Rekhtina G.A. Training-technology as a factor of the success of the intra-organizational learning and development of human resources: methodological aspect. Professional education in the modern world. 2020;10(2):3855-3869. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200223

Просмотров: 311

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)