Решение учебных задач по военной экологии: анализ типичных затруднений и пути их преодоления


https://doi.org/10.15372/PEMW20200221

Полный текст:


Аннотация

Умение за обобщенной формулировкой плана мероприятий по экологической безопасности увидеть перечень необходимых действий и степень ответственности должностных лиц формируется в процессе обучения в военном вузе. Ключевая роль отводится дисциплине «экология», в рамках которой важно научить курсантов планировать и осуществлять экологические мероприятия в практике военной службы. Актуальность данной работы связана с недостаточной реализацией дидактического принципа связи теоретических основ военной экологии, преподаваемой в вузе, и практических ситуаций войсковой службы, требующих выполнения мероприятий по обеспечению экологической безопасности. Цель статьи: выработать систему требований к методике обучения решению экологических задач, направленных на формирование экологической составляющей военно-профессиональных компетенций курсантов военных вузов. Методологической базой послужили идеи деятельностного подхода; теории формирования предметных умений; труды, раскрывающие психолого-педагогические аспекты применения учебных задач в процессе обучения для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. В статье обоснованы критерии результативности решения учебных задач разной трудности по военной экологии. Приведены три варианта формулировки задачи на оценку качества атмосферного воздуха по степени обобщенности формулировок содержания, условий и требований. Методом анкетирования уточнен, а в последующем систематизирован, перечень затруднений, возникающих при решении экологических задач разной степени трудности. Предложены методические рекомендации по их преодолению при обучении российских курсантов и иностранных военнослужащих, обучающихся в военных вузах Министерства обороны РФ. Оценка эффективности проведена по критерию полноты выполнения умственных действий. Разработана и представлена модель конструирования системы экологических задач на примере формирования умения разрабатывать перечень мероприятий по охране и рациональному использованию элементов природной среды с учетом формируемых видов экологической деятельности и этапов их формирования.


Об авторе

О. В. Селезнева
Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева
Россия

Селезнева Ольга Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры.

644 020, Омск, проспект Карла Маркса, 84



Список литературы

1. Юнак А. И., Тертышников А. В., Гутенев В. В., Курбатова А. С., Махеев В. Н. Разработка и управление качеством системы экологического образования в вооруженных силах Российской Федерации // Юг России: экология, развитие. 2007. №3. С. 129-133.

2. Ежов Р. Г., Панькин Н. М. Основные задачи и направления экологического воспитания и образования военнослужащих // Пожарная безопасность военнослужащих: проблемы и перспективы. 2018. №9. Том 1. С. 249-252.

3. Селезнева О. В. Экологическая компетентность в модели выпускника военного вуза // Мир образования - образование в мире. 2018. № 1 (69). С. 81-89.

4. Шобонов С. А. Проблема формирования экологической ответственности военнослужащих // Известия Саратовского университета. 2009. Т9. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып.1. С. 118-120.

5. Селезнева О. В. Оценка качества экологической подготовки военного специалиста в рамках образовательного процесса в вузе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 1 (35). С. 122-130. DOI 10.17238/issn1998-5320.2019.122.

6. Пастухова Л. А. Некоторые проблемы экологического образования курсантов в военном вузе и возможные пути их решения // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 11. С. 86-91.

7. Пастухова Л. А. Экологические компетенции выпускников военного вуза: определение содержания на основе требований работодателей // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. №4 (60). С. 171-173.

8. Селезнева О. В. Содержание курса экологии для обучения специалистов автотехнического обеспечения войск // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. №2 (32). С. 134-142. DOI 10.17238/issn1998-5320.2018.32.134.

9. Селезнева О. В. Методические аспекты изучения нормативно-правовой базы экологического обеспечения военной деятельности // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Том 9. №2. С. 2802-2813.

10. Дзятковская Е. Н. Проблема адекватности содержания экологического образования планируемым результатам // Архангельский вестник экологического образования. 2013. №2 (24). С. 30-35.

11. Чуйкова Л. Ю. Психологический генезис вариаций экологического сознания, доминирующих в современной жизни общества // Астраханский вестник экологического образования. 2014. №2 (28). С. 72-79.

12. Григорьев А. В. Социально-экологический мониторинг в российской армии // Ярославский педагогический вестник. 2012. №2. Том 1 (Гуманитарные науки). С. 128-132.

13. Полякова О. О. Формирование профессионального мышления: проблема универсальной теоретической модели // Интеграция образования. 2003. №2. С. 141-145.

14. Петрусевич А. А., Жумаханов А. З. Педагогические условия формирования военно-профессионального опыта курсантов военного вуза // Сибирский педагогический журнал. 2018. №1. С. 78-85.

15. Пономарева О. Н., Целыковских А. А., Пятин М. А., Грачев И. И. Высшее образование: тестовые задания эколого-ориентированного содержания // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2016. №2 (38). С. 179-189.

16. Пономарева О. Н., Целыковских А. А., Васина О. Н., Грачев И. И. Контрольно-оценочные материалы эколого-ориентированного содержания образования в высшей военной школе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2016. №3 (39). С. 220-228.

17. Пономарева О. Н., Васина О. Н., Смышляев М. В. Дидактические средства экологического содержания для развития критического мышления // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2017. №3 (43). С. 174-181.

18. Грачев И. И., Пономарева О. Н., Евдокимов О. В. Разработка учебных материалов высшей военной школы в соответствии с паспортом компетенции // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1 (часть 1) [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/arti-cle/view?id=19233 (дата обращения 03.10.2018).

19. Батяева Т. А. Психолого-педагогический анализ понятия «учебная задача» // Вестник Мордовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2008. №3. С. 229-233.

20. Толлингерова Д. А. Опережающее управление учебной деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1981.

21. Шелонцев В. А., Логиновская Е. В., Ждан Н. А. Проектирование и использование систем учебных задач для формирования предметных умений школьников // Омский научный вестник. 2007. №4 (58). С. 168-170.

22. Далингер В. А. Совершенствование процесса обучения учащихся решению тестовых задач // Омский научный вестник. 2011. №2 (96). С. 168-170.

23. Селезнева О. В. Подход к оценке сложности и трудности учебных заданий по военной экологии // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. №1 (31). С. 101-108.

24. Hattie J. Visible Learning: A Synthesis of Over 800 Meta-analyses Relating to Achievement. L.: Rout-ledge, 2009. 378 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Селезнева О.В. Решение учебных задач по военной экологии: анализ типичных затруднений и пути их преодоления. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(2):3837-3847. https://doi.org/10.15372/PEMW20200221

For citation: Selezneva O.V. Solution of training tasks in military ecology: analysis of typical difficulties and the ways to overcome them. Professional education in the modern world. 2020;10(2):3837-3847. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200221

Просмотров: 71

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)