Модель развития педагогической компетентности в управлении естествознанием дошкольников


https://doi.org/10.15372/PEMW20200219

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматривается модель для проектирования содержания программы и организации процесса образования педагогов детских садов. Модель, назначенная к развитию педагогической компетентности в управлении развитием элементарных естественнонаучных представлений дошкольников, спроектирована и представлена в рамках авторского учебно-методического комплекса под названием «Картина мира в естествознании дошкольного детства». Комплекс создан для сопровождения процесса образования педагогов на курсах повышения квалификации. Цель статьи: обосновать содержание образования, осветить подходы, методы и принципы его проектирования, дать описание структуры и процесса сопровождения функционирования модели развития профессиональной компетентности в дополнительном профессиональном образовании педагогов, нацеленном на руководство познавательной деятельностью детей дошкольного возраста в области становления элементарных представлений детей из естествознания. Модель предусматривает опору на решение ряда задач. 1. На основе анализа, обобщения, систематизации содержания концептуальных основ современного естественнонаучного образования осуществить формирование содержания образовательной области, направленной на развитие специальной методологической компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций, соотносимой с современным уровнем развития естественнонаучного знания. 2. Спроектировать содержание дополнительной профессиональной программы для развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного звена в области формирования и развития элементарных естественнонаучных представлений детей. 3. Разработать модель организации дополнительного профессионального образования педагогов, представив её в рамках учебно-методического комплекса, назначенного к сопровождению функционирования обозначенной дополнительной профессиональной программы на курсах повышения квалификации. 4. Создать программно-методическое обеспечение модели образования слушателей курсов, позволяющее обучающимся педагогам осваивать содержание образовательной программы на условиях вариативного выбора практических заданий и предусматривающее возможность углубленного изучения содержания курса. 5. Конструирование субъектно ориентированной информационной среды - дополнительных информационных ресурсов курса - раздела, носящего название «Библиотека». 6. Опубликовать, внедрив в педагогическую науку и практику педагогов содержание образовательной программы, учебно-методического комплекса, способствующего реализации обучения педагогов и содержащего информационные сведения разного рода, включая рекомендательный материал для преподавателей образовательных курсов.


Об авторе

Г. А. Соколова
Новосибирский институту повышения квалификации и переподготовки работников образования
Россия

Соколова Галина Афанасьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования.

630007, Новосибирск, Красный пр-т., 2



Список литературы

1. Аникудимова Е. А. Педагогические условия преемственности в естественнонаучном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2004. 26 с.

2. Верхотуров А. Д., Воронов Б. А., Коневцов Л. Д. Михаил Васильевич Ломоносов (К 300-летию со дня рождения) // Вестник ДВО РАН. 2011. №5. С. 130-133.

3. Игнатова В. А. Проблемы использования системно-синергетического подхода в педагогике // Образование и наука. Проблемы методологии. 2013. № 10 (109). С. 3-15.

4. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / сост. Н. Б. Мче-лидзе и др.; под редакцией С. Ф. Егорова. М.: Просвещение, 1987. 432 с.

5. Князев Е. Луиза Шлегер и народный детский сад // Дошкольное воспитание. 2016. №3. С. 103-108.

6. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: уч. пособие для студ. пед. ин-тов / сост. А. И. Пискунов. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1981. 528 с.

7. Помелов В. Б. Фридрих Фрёбель и его вклад в педагогику // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. №4 (3). С. 114-123.

8. Ращикулина Е. Н., Степанова Н. А. / Концептуальные основы развития познавательных способностей детей // Образование и наука. 2005. №4 (34). С. 89-95.

9. Ращикулина Е. Н. Опытно-экспериментальная деятельность в развитии естественнонаучных понятий ст. дошкольников и мл. школьников // Успехи современного естествознания. 2004. №6. С. 30-35.

10. Синенко В. Я. Каскадная (циклическая) - 14.

11. Соколова Г. А. Картина мира в естествознании дошкольного детства. Учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2019. - 268 с.

12. Соколова Г. А. Модель естественнонаучного образования дошкольников // Сибирский учитель. 2017. №5 (114). С. 81-84.

13. Соколова Г. А. Синергетическая методология в андрагогическом подходе к естественнонаучному образованию педагогов дошкольного звена // Сибирский учитель. 2015. №4 (101). С. 112-114.

14. Соколова Г. А. Принцип непрерывности в естественнонаучном образовании дошкольного детства // Современное непрерывное образование и инновационное развитие: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. В двух томах. Т II. Новосибирск: НИПКиПРО, 2018. С.238-240.

15. Соколова Г. А. Синергетический подход к применению оригами в процессе самостановления детей дошк. и младшего школьного возраста // Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни: новый уровень решений. Новосибирск: НИПКиПРО, 2014. С. 164-168.

16. Старостина С. Е. Естественнонаучное образование: содержание и стратегические ориентиры развития // Гуманитарный вектор. Педагогика, психология. 2010. №1. С. 54-60.

17. Степанова Н. А. Современные подходы к развитию естественнонаучных понятий у дошкольников и младших школьников // Фундаментальные исследования. 2015. №2-10. С. 2243 —2247.

18. Хамидуллина Л. А. Подготовка специалистов дошкольного профиля к естественнонаучному образованию детей [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал. 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-spetsialistov-doshkolnogo-profilya-k-estestvennonauchnomu-obrazovaniyu-detey (Дата доступа: 04.08.2018 г.).

19. Хамидуллина Л. А., Кириллова О. В. Социально-педагогические аспекты становления целостной современной картины мира // Вестник Чувашского университета. 2013. №2. С. 146-150.

20. Харченко Л. Н. Теоретико-методологические проблемы современного естественнонаучного образования (постановка проблемы исследования) // Успехи современного естествознания. 2002. №1. С. 26-43 (Педагогические науки).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Соколова Г.А. Модель развития педагогической компетентности в управлении естествознанием дошкольников. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(2):3815-3825. https://doi.org/10.15372/PEMW20200219

For citation: Sokolova G.A. A model for the development of pedagogical competence in the management of natural sciences of preschool children. Professional education in the modern world. 2020;10(2):3815-3825. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200219

Просмотров: 34

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)