Компетентностный подход и проблемы его реализации в высшей школе


https://doi.org/10.15372/PEMW20200216

Полный текст:


Аннотация

В настоящее время система профессионального образования строится на компетентностном подходе, который в качестве результатов образования рассматривает не сумму усвоенной информации, а способность человека продуктивно действовать в профессиональной ситуации. Термин «компетенция», как показатель результата обучения, введен в РФ с 2009 г., с внедрением государственных образовательных стандартов высшего образования первого поколения (ФГОС), тогда же появляется компетентностная модель выпускника. Компетентностно-ориентированное образование подразумевает компетентностную ориентацию как содержания образовательного процесса и технологий его реализации, так и оценочных процедур, средств оценки качества подготовки обучающихся, поскольку цели и содержание образования, организация образовательного процесса, заданные образовательными стандартами, определяют результаты образования в форме компетенций. Переход от формулировок компетенций в ФГОС ВО к реальному процессу обучения оказался не таким простым. При соотнесении целей образования с предполагаемыми результатами - компетенциями возникают проблемы. Сложности связаны с несоответствием практической ориентированности компетентностного подхода и существующей предметной ориентацией педагогической практики. В ходе изучения конкретной дисциплины возможность сформировать в полной мере отдельную компетенцию не только набор компетенций, заданных ФГОС ВО, но и отдельную компетенцию - минимальна. Но основная сложность связана с диагностикой уровня сформированности компетенций. Компетентностный подход требует измерения не отдельных знаний, умений и навыков обучающихся, а оценки качеств самого человека. Однако существующая система оценки качества образования не имеет для этого необходимых оценочных средств. В представленной статье рассматриваются вопросы компетентностно-ориентированного образования в высшей школе, анализируются его особенности, проблемы диагностики уровня сформированности компетенций.


Об авторах

Л. М. Струминская
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Струминская Ляля Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента Института менеджмента и социальных коммуникаций.

630126,  Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Е. Н. Богданчикова
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Богданчикова Евгения Николаевна - старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента Института менеджмента и социальных коммуникаций.

630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ. URL: http://fgosvo.ru/support/37/4/1 (дата обращения: 10.02.2020).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. N 301 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.

3. Бортник Б. И., Стожко Н. Ю., Судакова Н. П. Оценка компетенций: формализация и формалистика // Современные проблемы науки и образования. 2017. №4. URL: http://science-education.ru/ru/ar-ticle/view?id=26693 (дата обращения: 20.02.2020).

4. Брызгалина Е. В. Компетентностный подход и будущее социогуманитарного образования // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 4, Ист. 2013. № 1 (23). С. 162-169.

5. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.

6. Дворянинова О. П., Назина Л. И., Никульчева О. С. Разработка методики оценки компетенций студентов // Фундаментальные исследования. 2015. №8-2. С. 257-260. URL: http://fundamental-research.m/ru/article/view?id=38882 (дата обращения: 10.02.2020).

7. Золотарева С. С. Оценивание профессиональных компетенций в процессе обучения студентов в педагогическом вузе // Ярославский педагогический вестник, Том II (Психолого-педагогические науки). 2014. №3. С. 116-120.

8. Ефремова Н. Ф. Особенности оценивания компетенций обучающихся // Международный журнал экспериментального образования. 2017. №9. С. 45-49. URL: http://expeducation.ru/ru/arti-cle/view?id=11757 (дата обращения: 29.02.2020).

9. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2004. №3 (27). С. 42-52.

10. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

11. Казакова Е. И., Тарханова И. Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. №5. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2018_5/17.pdf (дата обращения: 21.02.2019).

12. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой, проф. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2008. 391 с.

13. Лазуткин В. Как термин «компетенция» в образовании стал лишним и даже вредным // Вести образования. Электронный журнал. 11.03.202. [Электронный ресурс]. URL: https://vogazeta.m/artides/2020/3/n/edpolitics/n948-kak_termin_kompetentsiya_v_obrazovanii_stal_Hshnim_i_dazhe_vrednym_ (дата обращения 11.03.2020).

14. Мамонова Л. И. Факторы, влияющие на формирование общепрофессиональных компетенций студентов вуза // Фундаментальные исследования. 2012. №6-2. С. 365-368.

15. Мартыненко О. О., Якимова З. В., Николаева В. И. Методический подход к оценке компетенций выпускников // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 35-45.

16. Министерство науки и высшего образования РФ [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 28.02.2020).

17. Огурцов А. П., Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб.: РХГИ, 2004. 520 с.

18. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.1060.ru/upload/fm/pinskiy/strateg.pdf (дата обращения: 10.03.2020).

19. Спенсер Лайл М., Спенсер Сайн М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы: пер. с англ. М.: Изд-во ГИППО, 2010. 384 с.

20. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с анг. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.

21. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2013 (Серия «Новые стандарты»). 73 с.

22. White R. W. Motivation Reconsidered: The Concept of Competence // Psychological Review. 1959. № 66. P. 297-333.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Струминская Л.М., Богданчикова Е.Н. Компетентностный подход и проблемы его реализации в высшей школе. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(2):3788-3797. https://doi.org/10.15372/PEMW20200216

For citation: Struminskaya L.M., Bogdanchikova E.N. Competence approach and problems of its implementation in higher education. Professional education in the modern world. 2020;10(2):3788-3797. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200216

Просмотров: 37

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)