Архитектоника формирования научно-исследовательской культуры в образовательном пространстве института


https://doi.org/10.15372/PEMW20200210

Полный текст:


Аннотация

Проблема формирования научно-исследовательской культуры как ведущего фактора наукоемких профессий и инновационного характера развития практики, обуславливают приоритет развития образовательного пространства институтов в логике систем «человек - научно-техническая информация» и «человек - техника». Это предопределяет их специализированную системную архитектонику и особое психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущих специалистов. Образовательное пространство каждого института наполнено минимум тремя составляющими его компонентами, профессионально-культурным, социальным и материально-человеческим капиталом. Профессионально-культурный компонент определяем, как интерес к познанию, умение использовать методы исследования, освоенные знания, значимость науки, ценность обретаемой профессии и т.д. В социальный компонент с необходимостью входят потенциал семей обучающихся, их традиций и образовательный ценз родственников; национальность, верование, уровень воспитанности; общественные установки окружения и микрогрупп; социальное влияние друзей и одногруппников, и пр. Компонент материально-человеческого капитала характеризуется престижностью получаемого образования, особенностями и сложностью приобретаемой профессии, признанностью ее в обществе и экономике страны и как источник экономического роста. Предлагаемая проблема исследования носит практико-ориентированный характер. В статье выявляются структурные компоненты научно-исследовательской культуры, основы интеграции образовательной, профессионально-исследовательской и научно-исследовательской деятельности.


Об авторах

Ю. А. Гуськов
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Гуськов Юрий Александрович - доктор технических наук, доцент, директор инженерного института.

Новосибирск, 630 039, ул. Никитина, 145



В. В. Косухин
Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии России
Россия

Косухин Валерий Викторович - начальник НВИ им. генерала армии И. К. Яковлева ВНГ России.

630 114,  Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2



Р. В. Орлов
Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии России
Россия

Орлов Роман Викторович - адъюнкт Новосибирского военного института им. генерала армии И. К. Яковлева ВНГ России.

Новосибирск, 630 114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2



Т. В. Сидорина
Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии России
Россия

Сидорина Татьяна Владимировна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры военной педагогики и психологии.

Новосибирск, 630 114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2



Список литературы

1. Путин В. В. Выступление на совещание по вопросам развития военного образования. 15 ноября 2013 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19 631 (дата обращения: 17.03.2020).

2. Барабанщиков А. В., Давыдов А. П. Методика исследования проблем военной педагогики. М.: ВПА, 1987. 125 с.

3. Загвязинский В. И., Атаханов Р. А. Методология и методы психолого-педагогического исследо¬вания. М.: Академия, 2001. 208 с.

4. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: Новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 400 с.

5. Балашов В. В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России: монография: в 3-х ч. 2-е изд., испр. и доп. М.: ГУУ, 2002. 216 с.

6. Бекк М. А. Педагогические условия овладения базовыми компетенциями научно-исследовательской дея¬тельности студентами бакалавриата направления «Филология»: дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2011. 262 с

7. Долгова Н. В. Управление научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях: дис.... канд. пед. наук. Горно-Алтайск, 2007. 174 с.

8. Бережнова Л. Н., Епифанов А. И., Кеклис А. Ю., Новожилов В. Ю., Сивак А. Н., Чукин С. Г. На -учно-исследовательская деятельность курсантов военного образовательного учреждения высшего профессионального образования: учебное пособие / под общ. ред. В. Ю. Новожилова. СПб.: СПб ВИВВ МВД России, 2011. 147 с.

9. Добровольсков О. В. Научно-исследовательская деятельность курсантов как фактор профессионального становления офицера: на примере Ульяновского военно-технического института: дис.... канд. пед. наук. Ульяновск, 2011. 372 с.

10. Долгов А. Архитектоника науки // Высшее образование в России. 1999. №2. С. 73.

11. Ушева Т. Ф. Педагогические условия формирования рефлексивных умений студентов в процессе коллективных учебных занятий // Сибирский педагогический журнал. 2009. №5. С. 140-151.

12. Шихова О. Н. Развитие исследовательской культуры современных студентов в вузе: монография. М.: Инфра-М, 2018. С. 5.

13. Шмелева Е. А. Развитие инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Нижний Новгородв, 2013. С. 13.

14. Владыка М. В. Инновационный потенциал вузов как фактор конкурентности экономического развития // Научные ведомости БелГУ. 2009. №7 (62). С. 44-54.

15. Философская энциклопедия. Т 4. М.: Советская энциклопедия, 1967. С. 393-394.

16. Кант И. Собрание сочинений: в 6 т. Т.3. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1964. С. 133.

17. Наливайко Н. В., Паршиков В. И. Философия образования как объект комплексного исследования. Новосибирск, 2002. С. 68.

18. Герасимов Г. И., Павленко Л. Н. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления (социально-философский анализ). Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. С. 25.

19. Пономарев Р. Е. Образовательное пространство: монография. М.: МАКС Пресс, 2014. С. 45.

20. Герасимова А. Ю. Образовательное пространство вуза как условие развития будущего профессионала // Экономика и экологический менеджмент. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-vuza-kak-uslovie-razvitiya-buduschego-profes-sionala (дата обращения: 24.03.2020).

21. Жеребятникова Г. В. Формирование созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2013. 23 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гуськов Ю.А., Косухин В.В., Орлов Р.В., Сидорина Т.В. Архитектоника формирования научно-исследовательской культуры в образовательном пространстве института. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(2):3726-3735. https://doi.org/10.15372/PEMW20200210

For citation: Guskov Y.A., Kosukhin V.V., Orlov R.V., Sidorina T.V. Architectonics of formation of research culture in the educational space of the institute. Professional education in the modern world. 2020;10(2):3726-3735. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200210

Просмотров: 35

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)