Трансформация российской образовательной системы: проблема академических свобод и выбора индивидуальных образовательных технологий


https://doi.org/10.15372/PEMW20200205

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматриваются критические аспекты трансформации российской образовательной системы в постсоветский период в ходе внедрения некоторых болонских принципов в высшем образовании в контексте проблемы академических свобод и независимости университетов. Отмечено, что болонские преобразования в российской высшей школе (например, искусственное разделение на бакалавриат и магистратуру, неудачно сформулированные компетентностно-ориентированные образовательные стандарты и др.) имеют сомнительную прогностическую перспективу, но, тем не менее, продолжают директивно внедряться в учебную практику. Они способствуют бюрократизации вузов, ограничивают традиционную автономность и независимость университетов, выбор и самостоятельность индивидуальных образовательных технологий даже, ведущих в своей области профессоров. Это снижает продуктивность их научной и учебной деятельности, эффективность и качество образовательного процесса, а также позитивную мотивацию и творческую составляющую и в работе преподавателей, и в отношении студентов к учебе. В современной образовательной практике достаточно примеров, подтверждающих изменчивость студенческой субъектности, подчас в сторону ее деструктивности. В качестве эмпирической базы в статье использованы данные социологических исследований, проведенных среди преподавателей четырех сибирских вузов и трех образовательных организаций дополнительного образования по различным направлениям профессиональной деятельности, а также экспертные мнения более ста преподавателей высшей школы в сибирском регионе.


Об авторе

С. Г. Горин
Сибирский университет потребительской кооперации
Россия

Горин Сергей Григорьевич - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Автономной некоммерческой организации высшего образования.

630 087 Новосибирск, пр. К. Маркса, 26



Список литературы

1. Артамонова Ю. Д., Демчук А. Л., Камынина Н. Р., Котлобовский И. Б. Российское высшее образование в Болонском процессе (По материалам Национального доклада РФ) // Высшее образование в России. 2015. №8/9. С. 46-53.

2. Сенашенко В. С. О реформировании отечественной системы высшего образования: некоторые итоги // Высшее образование в России. 2017. №6 (213). С. 5-15.

3. Красинская Л. Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация... что ожидает высшую школу завтра? // Высшее образование в России. 2016. №3. С. 73-82.

4. Gorin S. G. Introducing competency based approach in the Russian higher education: arguments for and against // News of Science and Education, NR 6 (6) 2014. Sheffield. Science and education LTD, 2014. P. 38-42.

5. Бабинцев В. П. Бюрократизация регионального вуза // Высшее образование в России. 2014. №2. С.30-37.

6. Донских О. А. Дело о компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2013. №5. С. 36-45; Дело о стандартах // Высшее образование в России. 2015 №6. С. 36-43.

7. Горин С. Г. Компетентностная модель образования и академическая свобода: проблема выбора индивидуальных образовательных технологий // Идеи и идеалы. 2014. №3 (21). Т. 1. С. 116-125.

8. Трубникова Е. И. «Красные ленты» в сфере науки и образования // Высшее образование в России. 2018. №1 (219). С. 108-121.

9. Тхагапсоев Х. Г., Сапунов М. Б. Российская образовательная реальность и её превращенные формы // Высшее образование в России. 2016. №6 (202). С. 87-97.

10. Государственная аккредитация вузов: что вместо бумажек? URL: http://www.ug.ru/archive/75381

11. Думнова Э. М. Менталитет и ментальность в социокультурном пространстве бытия российской молодежи. Новосибирск, 2013. 286 с.

12. Думнова Э. М. Индивидуальная ментальность как фактор интегрированности субъекта в образовательное пространство // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 161-167.

13. Горин С. Г. Влияние мониторинга вузов на увеличение документооборота в вузе и динамику преподавательской и студенческой субъектности // Высшее образование в России. 2016. №1 (197). С. 69-74.

14. Романова Г. М., Ердакова В. П., Мазниченко М. А. Реализация академических прав студентов: Россия в Болонском процессе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, №1. С. 34-45.

15. Молодин В. В., Горин С. Г. Реформирование образовательной системы и перспективы субъект-ности студента // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 158-163.

16. Иванова М. А. Болонский процесс и самостоятельность студентов: российская специфика // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, №3. С. 48-58.

17. Сапунов М. Б., Тхагапсоев Х. Г. Культура критического дискурса о высшем образовании и науке (по страницам журнала) // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, №7. С. 20-27.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Горин С.Г. Трансформация российской образовательной системы: проблема академических свобод и выбора индивидуальных образовательных технологий. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(2):3682-3687. https://doi.org/10.15372/PEMW20200205

For citation: Gorin S.G. Transformation of the russian educational system: the problem of academic freedoms and the choice of individual educational technologies. Professional education in the modern world. 2020;10(2):3682-3687. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200205

Просмотров: 9

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)