Развитие университетских систем в трансформирующихся обществах


https://doi.org/10.15 372/PEMW20200203

Полный текст:


Аннотация

Изменения, которые происходят в отечественном образовании под влиянием глобализационных процессов, накладывают серьезный отпечаток на развитие университетских систем, что приводит к необходимости трансформации университета в изменившихся социокультурных условиях. Проблема, обсуждаемая в данной работе, может быть сформулирована следующим образом: с одной стороны, в условиях глобализационных преобразований требуется выстроить развитие отечественных университетов в соответствии с некоторой «единой европейской моделью», но с другой стороны, отсутствует понимание, что может выступить в качестве такой универсальной модели развития университетских систем в трансформирующемся обществах. Цель работы - определить возможность создания «универсальной» модели университетских систем в условиях глобализации. Для достижения поставленной цели применяется метод философской концептуализации и используются социокультурный и культурфилософский подходы, что сделало возможным обобщение полученных в ходе исследования данных. В работе сформулировано определение университетской системы, обозначены ключевые организационные принципы университета, проведен анализ опыта развития европейских университетских систем, показаны онтологические аспекты их развития и определены ключевые факторы, непосредственно влияющие на становление и развитие национальных университетов. В результате сравнения в едином категориальном пространстве университетских моделей Англии, Франциии Германии обосновано, что основной причиной, сдерживающей формирование «универсальной» модели развития университетских систем в трансформирующихся обществах под воздействием глобализационных процессов является ответная реакция самозащиты национальных систем образования, исторически формировавшихся под воздействием консервативного традиционализма и национального фундаментализма.


Об авторе

В. В. Петров
ФГБУН Институт философии и Права, Сибирское отделение Российской академии наук; ФГАОУВО Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Россия

Петров Владимир Валерьевич - кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований ФГБУН ИФПСОРАН; доцент кафедры социальной философии и политологии ФГА-ОУВО ННИГУ.

630 090, Новосибирск, ул. Пирогова, 1



Список литературы

1. Петров В. В. Идентичность российской образовательной системы: ретроспектива институциональных трансформаций // Философия образования. 2019. Т 19, №2. С. 5-19.

2. Петров В. В. Развитие университетских систем в обществе знания: положительные элементы прошлого опыта // Сибирский философский журнал. 2018. Т 16, №3. С. 100-112.

3. QS Top Universities [Электронный ресурс]. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2020 (дата обращения 22.02.2020)

4. Иглтон Т Медленная смерть университета [Электронный ресурс]. URL: https://scepsis.net/library/id_3672.html (дата обращения 14.01.2020).

5. Ридингс Б. Университет в руинах. Минск: БГУ, 2009. 248 с.

6. Хабермас Ю. Идея университета. Процессы образования // Alma mater. 1994. №4. С. 9-17.

7. Институтская наука: Михаил Соколов о том, как становятся профессорами в Америке, Европе и России [Электронный ресурс]. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/8761-sokolov-euspb (дата обращения 20.02.2020)

8. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010.

9. Виссема Й. Университет третьего поколения. М.: Олимп-Бизнес, 2016. 480 с.

10. Салми Д. Создание университетов мирового класса. М., 2009.

11. Nalivayko N. V., Begalinova K. K., Kosenko T. S. Uncertainty Principle in Education as a Sociophilosophical Problem // Contingency in The Education, Art and Sport. Prague, 2017. P. 83-89.

12. Черных С. И. Образование как общественное и индивидуальное благо // Профессиональное образование в современном мире. 2015. №1 (16). С. 17-26.

13. Загер П. Оксфорд и Кэмбридж. Непроходящая история. М., 2012. 640 с.

14. Водичев Е. Г. Высшая школа в условиях системных трансформаций: сравнительно-исторический аспект. Новосибирск: Гео, 2013. 396 с.

15. Шестаков В. П. Оксфорд и Кембридж: Старейшие университеты мира. М., 2011. 324 с.

16. Барбарига А. А., Федорова Н. В. Британские университеты. М.: Высшая школа, 1979. 128 с.

17. Ле Гофф Жак. Интеллектуалы в Средние века / пер. с фр. А. М. Руткевич. СПб.: Издат. дом СПбГУ, 2003. 160 с.

18. Копелевич Ю. Х. Возникновение научных Академий. Середина XVII - середина XVIII. Ленинград: Наука. Ленинградское отделение, 1974. 267 с.

19. Документы истории Великой французской революции: В 2 т. М., 1990. Т. 1. 526 с.

20. Паульсен Ф. Немецкие университеты и их историческое развитие. М.: Книжное Дело, 1898. 132 с.

21. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. С. 240-276.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Петров В.В. Развитие университетских систем в трансформирующихся обществах. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(2):3666-3673. https://doi.org/10.15 372/PEMW20200203

For citation: Petrov V.V. University systems development in transforming societies. Professional education in the modern world. 2020;10(2):3666-3673. (In Russ.) https://doi.org/10.15 372/PEMW20200203

Просмотров: 11

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)