Цифровое образовательное пространство и проблема «расчеловечивания»


https://doi.org/10.15372/PEMW20200202

Полный текст:


Аннотация

В статье ставится проблема, связанная с неоднозначностью процессов внедрения информационных технологий в образование, которая затрагивает многие научные направления. Автор исследует ведущие тенденции в глобальном образовании, вызванные внедрением цифровых технологий. В статье доказывается, что они не только расширяют образовательное пространство. Наряду с общеизвестными положительными результатами использования информационной техники в учебном процессе, автор показывает также негативные последствия цифровизации образовательной среды. Одним из важных последствий доминирования цифровых технологий в современном образовательном процессе становится процесс «расчеловечивания». Автор раскрывает основные направления развития образовательной системы в условиях господства новейших информационных технологий. Культ гаджетов постепенно приводит к процессу «расчеловечивания» подрастающего поколения. Создавая базис для формирования единого образовательного пространства, цифровые технологии приводят к трансформации отечественных педагогических традиций. Пропагандируется культ технического прогресса в ущерб духовности. Разрывается традиционная для отечественной образовательной системы целостность процессов обучения и воспитания. «Расчеловечивание»ярко проявляется в отказе от истины как ведущей цели гносеологии. Такие тенденции характерны для западного образования, однако отдельные реформаторы успешно навязывают их также отечественному образованию. Автор показывает, в чем проявляется несоответствие образовательной системы требованиям информационному обществу. Нарушаются традиционные отношения между субъектами образовательного процесса. В части учащихся формируется иллюзия ненужности учителя, поскольку любую информацию они в состоянии добыть сами. В статье показано, что погоня за оперативностью приводит к падению научного статуса информации. В статье приводятся примеры искажения прошлого в учебном познании, что снижает роль истории как мировоззренческого базиса.


Об авторах

И. А. Пфаненштиль
Сибирский федеральный университет
Россия

Пфаненштиль Иван Алексеевич - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры глобалистики и геополитики.

Красноярск, 660 041, пр. Свободный, 79



В. И. Панарин
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Панарин Владимир Иванович - доктор философских наук, профессор, заместитель директора Института дополнительного профессионального образования ИДПО.

630 039, Новосибирск, ул. Никитина, 149



Список литературы

1. Сорокин А. От слова «образ» // Однако. 2013, август - сентябрь. С. 294.

2. Тихомирова Н. В. Молодежь и электронная демократия: новые возможности и опасности // Ректор вуза. 2012. №5. C. 46-49.

3. Тихомиров В. П., Тихомирова Н. В. Smart - education: новый подход к развитию образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.elearningpro.ru/forum/topics/smart-education (дата обращения 7.03. 2014).

4. Тихомиров В. П. Мир на пути Smart-education. новые возможности для университетов // III Международная научно-практическая конференция —Инновационное развитие российской экономики: сборник научных трудов. Часть 1. М., 2010. 370 с. С. 12-14.

5. Дмитриевкая Н. А. Смарт образование [Электронный ресурс]. URL: http://www.mesi.ru/upload/ events/presentations/smart_education.ppt (дата обращения: 12.03.2019)

6. Сокиев Х. В. Основы развития человеческого фактора в информатизации общества и информационная деятельность человека // Credo new. 2013. №2. С. 12.

7. Колин К. К. Информационные технологии - катализатор процесса развития современного общества // Информационные технологии. 1995. №1. С. 2-8.

8. Севостьянов Д. А. Инверсивный анализ в современном образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, №1. С. 2440.

9. Яковлева И. В. Безопасность российского образовательного пространства: аксиологическое содержание концепции // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, №1. С. 2447.

10. Нижегородцев Р. М. Становление информационного мировоззрения и задачи сферы образования // Информация и научное мировоззрение: сб. статей. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация. 2013. 432 с. uRl: http://sandbox.openclass.ru/node/358 509 (дата обращения: 21.06.2019)

11. Нагибина Н., Ипполитова Н. Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования как педагогический феномен // General and Professional Education1. 2012. P. 36-44.

12. Новиков П. Н., Зуев В. М. Опережающее образование: Гипотезы и реалии. М.: Российский учебный центр Федеральной службы занятости населения России, 1996. 136 с.

13. Гасанов И. Б. Национальные стереотипы и «образ врага» // Психология национальной нетерпимости. Мн., 1998. С. 205.

14. Арпентьева М. Р., Тащёва А. И., Гриднева С. В. Коммодификация образования: процессы и результаты. 2019. Т. 9, №1. С. 2415.

15. Гурина Р. В. Управленческие эксперименты с содержанием образования и педагогическая наука: телега впереди лошади // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, №1. С. 1615.

16. Ельчанинов В. А., Панарин В. И., Паршиков В. А. Антропосоциальное исследование как научная и образовательная проблема в условиях информатизации и цифровизации // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, №1. С. 2460.

17. Барбашина Э. В. Необходимость критического мышления в условиях трансформации образования // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, №2. С. 1778.

18. Пфаненштиль И. А., Яценко М. П., Борисенко И. Г. Информационные технологии и их роль в устойчивости отечественной образовательной системы // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. №1. (72). С. 275.

19. Пфаненштиль И. А., Яценко М. П., Борисенко И. Г. Социально-философские аспекты проблем инженерного образования в контексте информационной культуры // Профессиональное образование в современном мире. 2014. №2 (13). С. 85.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Пфаненштиль И.А., Панарин В.И. Цифровое образовательное пространство и проблема «расчеловечивания». Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(2):3656-3665. https://doi.org/10.15372/PEMW20200202

For citation: Pfanenstil I.A., Panarin V.I. Digital educational and problem «humanization». Professional education in the modern world. 2020;10(2):3656-3665. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200202

Просмотров: 23

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)