Научная библиотека в региональной системе профессионального образования


https://doi.org/10.15372/PEMW20200121

Полный текст:


Аннотация

Система высшего профессионального образования в регионе по праву занимает одно приоритетных из мест в структуре его базовых социально-экономических процессов, реагируя на воздействия внешней среды (социокультурные, экономические, законодательные и др.) и, в свою очередь, оказывая на нее ответное влияние. В структуре научно-образовательного комплекса Сибири городу Новосибирску принадлежит ведущая роль. Здесь функционируют высшие учебные заведения, осуществляющие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работают научно-исследовательские учреждения (НИУ) Новосибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук и других ведомств. Все вузы города и большая часть НИУ имеют в своей структуре научные библиотеки. Поскольку насущной проблемой в настоящее время является формирование единой системы обеспечения вузов, учреждений науки региона информационными ресурсами, необходимыми для успешной научно-образовательной деятельности, предметом исследовательских интересов авторов является «должное» и реальное место библиотечного социокультурного института в этой структуре. Крупнейшей библиотекой регионального научно-образовательного комплекса является Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН). Обеспечение доступа пользователей к информационным ресурсам – главное направление ее деятельности. В то же время, ГПНТБ СО РАН, имея лицензию на образовательную деятельность, сама является субъектом образовательного пространства: она организует проведение курсов переподготовки и повышения квалификации библиотекарей, сотрудничает с профильными вузами в обучении студентов. Являясь учреждением науки, ГПНТБ СО РАН имеет аспирантуру по подготовке научных кадров высшей квалификации по библиотековедению, библиографоведению и книговедению. Общей методологической базой предпринятого исследования стал диалектический подход, позволяющий рассмотреть библиотечно-информационную и образовательную сферы деятельности крупной научной библиотеки в их единстве и взаимообусловленности. В статье обоснованы роль и место ГПНТБ СО РАН в формировании современной региональной системы профессионального образования и намечены перспективы по созданию модели взаимодействия библиотек научно-образовательного комплекса в целом для интеграции и диверсификации информационного сопровождения отраслевого и дисциплинарного дискурса.

Об авторах

Е. Б. Артемьева
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Артемьева Елена Борисовна – доктор педагогических наук, главный научный сотрудник, заведующий отделом научно-исследовательской и методической работы

профессор

630 200, Новосибирск, ул. Восход, 15



Г. М. Вихрева
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук
Россия

Вихрева Галина Михайловна – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы

630200, Новосибирск, ул. Восход, 15



О. П. Федотова
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук
Россия

Федотова Ольга Павловна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы, 

630200, Новосибирск, ул. Восход, 15



Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» с изменениями и дополнениями от: 22 февраля, 30 марта, 26 апреля, 11 сентября, 4 октября, 19 декабря 2018 г., 22 января, 29 марта, 11 июня, 14 августа 2019 г. URL: https://base.garant.ru/71848 426/5df3cf44 452aab7de28d69de5b ee2373/#block_37 (дата обращения 22.10.2019).

2. Тикунова И.П. Концептуальная модель современной библиотеки: социально-философский анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.11 / Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск, 2007. 18 с.

3. Козлова Е.И. Эволюция библиотечных фондов в цифровой среде // Библиотековедение. 2017. Т. 66, № 2. С. 229–233.

4. Паршукова Г.Б. Информационно-библиотечная среда образовательного пространства региона (на примере Новосибирской области): монография / ГПНТБ СО РАН; Науч. ред. Е.Б. Артемьева. Новосибирск, 2004. 224 с.

5. Захарова С.С. Возможности единого научно-образовательного пространства библиотек академических институтов и вузов // Научные и технические библиотеки. 2019. № 7 C. 25–36.

6. Вихрева Г.М., Федотова О.П. Трансформация образовательного пространства территории как фактор совершенствования деятельности научной библиотеки // Труды ГПНТБ СО РАН. 2019, № 4.

7. Государственные вузы Новосибирска. URL: https://vuz.edunetwork.ru/54/32/?gos=y (дата обращения 15.12.2019).

8. Правительство Новосибирской области. Научно-образовательный комплекс. URL: https:// www.nso.ru/page/2270 (дата обращения 15.12.2019).

9. Сибирское отделение Российской академии наук. Новосибирский научный центр Сибирского отделения РАН: официальный сайт. URL: https://www.sbras.ru/ru/organization/2134 (дата обращения 15.12.2019).

10. Библиотеки НИУ СО РАН. Новосибирский научный центр: официальный сайт ГПНТБ СО РАН. URL: http://www.spsl.nsc.ru/professionalam/bibliotechnaya-sistema-so-ran/biblioteki-niu-so-ran/ (дата обращения 15.12.2019).

11. Образовательное пространство Новосибирска максимально обеспечено ресурсами. URL: http://www.edu54.ru/news/list/117 410/ (дата обращения: 11.09.2019).

12. Быкова И.Л., Рычихина Э.Н. Мониторинг регионального образовательного пространства // Экономика образования. 2013. № 4. С. 41–44.

13. Лакизо И.Г., Подкорытова Н.И., Босина Л.В. Ресурсы открытого доступа как объект формирования фондов академических библиотек (Опыт ГПНТБ СО РАН) // Научные и технические библиотеки. 2019. №. 5. С. 78–93.

14. Библиотечно-информационное образование: новые концепции и технологии развития: монография / И.С. Пилко, Л.Г. Тараненко, М.Г. Ли, О.В. Абалакова; под науч. ред. И.С. Пилко. М.: Литера, 2014. 304 с.

15. Клюев В.К. Модернизация государственных образовательных стандартов и трансформация модели отраслевого обучения: российский опыт // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2017. № 1. С. 27–29.

16. Дударева Е.Б. Опыт реализации дополнительных программ профессиональной переподготовки «ВБК-дистант» с использованием дистанционных образовательных технологий // Науч. и техн. б-ки. 2017. № 10. С. 81–87.

17. Жегульская Ю.В. Использование электронной образовательной среды в практике обучения студентов направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» // Образование в сфере культуры и искусства: интеграция науки и практики: материалы междунар. науч. практ. конф., посвящ. 50 летию факультета культуры и искусств ТГУ им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2017. С. 470–481.

18. Каленов Н.Е., Цветкова В.А. Новые вызовы в библиотечно-информационном пространстве: современные кадры – забота самих библиотек // Библиотековедение. 2017. Т. 66, № 5. С. 587–591.

19. Мазурицкий А.М., Калегина О.А., Кузичкина Г.А. «Витязи на распутье»: библиотеки и библиотечно-информационное образование в поисках вектора совместного развития // Науч. и техн. б-ки. 2017. № 4. С. 61–76.

20. Артемьева Е.Б. Роль Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук в развитии региональной системы дополнительного профессионального образования // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. № 3 (27). С. 17–21; Там же. № 4. С. 39–47. DOI 10.20 913/1815 3186 2018 4 39 47

21. Артемьева Е.Б., Мандринина Л.А. Информационно-методическое сопровождение библиотечной деятельности: опыт Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук // Вестник культуры и искусств. 2019. № 3 (59). С. 7–18.

22. Гузнер И.А., Гузнер С.С. Аспирантура ГПНТБ СО РАН: время собирать… кадры // Библиосфера. 2008. № 2. С. 71–75.

23. Артемьева Е.Б., Лютов С.Н. Расширение проблематики научных исследований в области регионального книговедения и библиотековедения (по итогам работы диссертационного совета при ГПНТБ СО РАН в 1996–2012 гг.) // Труды ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, 2013. Вып. 5: Вклад ГПНТБ СО РАН в развитие отечественного библиотековедения, библиографоведения, книговедения и информатики. С. 335–347.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Артемьева Е.Б., Вихрева Г.М., Федотова О.П. Научная библиотека в региональной системе профессионального образования. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(1):3583-3593. https://doi.org/10.15372/PEMW20200121

For citation: Artemyeva E.B., Vikhreva G.M., Fedotova O.P. Scientific library in the regional vocational education system. Professional education in the modern world. 2020;10(1):3583-3593. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200121

Просмотров: 20

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)