Система электронного обучения DiSpace 2.0 – основополагающий элемент цифровой образовательной среды (экосистемы) НГТУ


https://doi.org/10.15372/PEMW20200115

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматриваются проблемы содержания, формирования и условий функционирования электронной информационно-образовательной (цифровой) среды образовательной организации. Главным системообразующим фактором, объединяющим и управляющим всеми компонентами образовательного процесса в цифровой среде в единый комплекс, является программная платформа (электронная система обучения, LMS), позволяющая реализовывать электронное (дистанционное, онлайн) обучение. Система электронного обучения DiSpace 2.0 является востребованной и адаптированной образовательной системой, не уступая по возможностям распространенным платформам дистанционного обучения. В качестве обучающих объектов (цифровых образовательных ресурсов) в банке (хранилище) находятся спроектированные преподавателями электронные учебно-методические курсы, онлайн курсы, тесты, интерактивные тренажеры, а также анимация, лабораторные практикумы (в цифровом формате). Показана динамика роста в НГТУ работающих цифровых образовательных ресурсов (электронных курсов и тестовых контролирующих материалов). При наличии собственной электронной среды обучения происходит постоянное развитие ИКТ-компетенций профессорско-преподавательского состава НГТУ, включая навыки проектирования собственных образовательных ресурсов. В свете системно-деятельностного подхода к обучению образовательная экосистема НГТУ дополнена интерактивными стендами тренажерами, например, по пожарной и электробезопасности, разработанными преподавателями в сотрудничестве с программистами-разработчиками. Показаны типы и формы контроля знаний обучающихся при организации самостоятельной работы как для традиционной формы обучения, так и для заочной с применением дистанционных технологий. Рассматриваемая с точки зрения экосистемного подхода, среда электронного обучения является децентрализованной, самоорганизованной, эмерджентной экосистемой, что повышает ее стабильность и качество. Разработан алгоритм комплексной оценки качества среды электронного обучения, с выделением рубрик и критериев качества, требующий дополнительных исследований.

Об авторах

М. В. Леган
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Леган Марина Валерьевна – кандидат биологических наук, доцент, доцент каф. Безопасности труда (факультет энергетики), зав. уч.‑метод. отделом института дистанционного обучения (ИДО)

Новосибирск, 630073, пр. К. Маркса.20, офис 233



М. Э. Рояк
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Рояк Михаил Эммануилович – доктор технических наук, профессор, директор ИДО

Новосибирск, 630073, пр. К. Маркса.20, офис 425



М. А. Горбунов
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Горбунов Михаил Анатольевич – зав. лаб. лаборатории мультимедийных средств обучения (ЛМСО) ИДО, программист – разработчик

Новосибирск, 630 073, пр. К. Маркса.20, офис 426



Список литературы

1. Цифровая среда на календаре [Электронный ресурс] // Российская газета: 2016. URL: https:// rg.ru/2016/08/24/medvedev-nazval-prioritety-v-sfere-obrazovaniia.html (дата обращения: 16.07.2018).

2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 2018. № 3. С. 25–36.

3. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2014 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». URL: https:// base.garant.ru/71770 012/ (дата обращения: 16.07.2018)

4. Остроумова Е.Н. Информационно-образовательная среда вуза как фактор профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста // Фундаментальные исследования. 2011. № 4. С. 37–40.

5. Роберт И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: автореф. дис. … док. пед. наук. М., 1995. 40 с.

6. Лобачев С.Л. Теоретические основы и принципы построения информационно-образовательной среды открытого образования и ее практическая реализация: автореф. дис…. док. тех. наук. М., 2005. 34 с.

7. Мовчан И.Н. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения // ЭСиК. 2015. № 3 (28). С. 55–58.

8. Лубков А.В., Каракозов С.Д. Цифровое образование для цифровой экономики // Информатика и образование. 2017. № 8. С. 3–6.

9. Newman M. Networks: An Introduction. 1st ed. Oxford University Press, USA, 2010.

10. Патаракин Е.Д. Дизайн среды повсеместного обучения. М.: Изд-во Ю.Н. Николаева, 2009. 124 с.

11. Разработка методики анализа эффективности магистерских программ: коллективная монография / под ред. Е.А. Сухановой; Нац. исслед. Томский гос. ун-т. Томск, 2019. 109 с.

12. Саати Т. Л. Об измерении неосязаемого. Подход к относительным измерениям на основе главного собственного вектора матрицы парных сравнений // Cloud Of Science. 2015. Т. 2. № 1. URL: http://cloudofscience.ru/sites/default/files/pdf/CoS_2_5.pdf (дата обращения: 16.07.2018)

13. Свидетельство о государственной регистрации системы дистанционного обучения DiSpace. Авторы: Юн С.Г., Ильин М.Э., Горбунов М.А., Перфильев Е.А., Андрюшкова О.В., Котов Ю.А., Леган М.В., Яцевич Т.А., Евтушенко Н.Н., Козлов В.М., Паршукова Г.Б., Козлова А.В.; No. 2 013613909, от 18 апреля 2013 г. Выдано Федеральной службой по интеллектуальной собственности.

14. Андрюшкова О.В., Григорьев С.Г. Эмергентное обучение в информационно-образовательной среде: монография. М.: Образование и Информатика, 2018. 104 с.

15. Официальный сайт Moodle. URL: https://moodle.org. (дата обращения 7.11.2019).

16. Елагина О.Б., Писклаков П.В. Геймификация дистанционного обучения // ОИДО. 2014. № 4 (56). С. 22–27.

17. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 291 с.

18. Андрюшкова О.В., Горбунов М.А., Козлова А.В. Learning Management System как необходимый элемент Blended Learning // Открытое образование. 2017. Т. 21, № 3. С. 80–87.

19. Legan M.V., Afanaseva O.S. Comparative analysis of «INDIGO» and «Dispace 2.0» automated testing systems for the control of personnel knowledge // EAI Endorsed Transactions on Energy Web and Information Technologies. 2019. Issue 21. Art. ew 19: e3.

20. Briscoe G., Sadedin S., De Wilde Ph. Digital Ecosystems: Ecosystem-Oriented Architectures // arXiv: 1112.0204v1 [cs.NI] 1 Dec 2011. P. 38.

21. Козлова А.В., Леган М.В. Разработка электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) по дисциплинам учебного плана в НГТУ // Открытое и дистанционное образование. 2014. № 1 (53). С. 74–81.

22. Колмогорова Е.В. Педагогические основы дистанционного обучения. Новосибирск: Веди, 2005. 92 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Леган М.В., Рояк М.Э., Горбунов М.А. Система электронного обучения DiSpace 2.0 – основополагающий элемент цифровой образовательной среды (экосистемы) НГТУ. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(1):3520-3531. https://doi.org/10.15372/PEMW20200115

For citation: Legan M.V., Royak M.E., Gorbunov M.A. DiSpace 2.0 e-learning system – a fundamental element of the digital educational environment (ecosystem) of NSTU. Professional education in the modern world. 2020;10(1):3520-3531. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200115

Просмотров: 46

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)