Философия современного образования: фундаментальность или компетентность цифрового пространства


https://doi.org/10.15372/PEMW20200114

Полный текст:


Аннотация

Целью статьи является исследование концептуальных основ компетентностного подхода, результатов его распространения в российском образовательном пространстве и его соотношение с цифровым пространством. В контексте цели анализируется содержание компетентностной системы образования, отличительные особенности ее формирования в различных странах, специфика ее внедрения в российское образовательное пространство. Рассмотрены проблемы переходного периода и затруднения, связанные с невозможностью реализации некоторых положений болонского процесса из‑за различий в организационно-экономическом базисе вузов. Обозначена степень готовности вузов выполнять требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по реализации индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) студентов в полном объёме. Представлен ряд условий для успешной реализации ИОТ в вузе. В работе также рассмотрены основные виды цифрового обучения, его признаки, акцентированно внимание на существование нескольких подходов введения компьютерных игр и цифровых технологий в учебный процесс, их эффективность и результативность. Отмечена возможность использования цифровых платформ в образовательном процессе. Определен практико-ориентированный характер цифровых технологий. Аргументировано их использование для фундаментальной подготовки. Методологической основой исследования послужило философское положение о преемственности. В данном случае предполагаемой преемственности систем образования, применяемых форм, средств, методов и результатов обучения. В процессе работы использовались общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция.

Об авторах

А. А. Гладышев
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Гладышев Александр Александрович – соискатель, старший преподаватель кафедры физического воспитания 

630 039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова 160



А. А. Гладышева
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Гладышева Анна Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания

630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова 160



Список литературы

1. Barney J.A. Organizational Culture: Can It Be A Source of Sustained Competitive Advantage? // Academy of Management Journal. 1986. Vol. 11 (3). P. 656–665.

2. Barney J.A. Types of Competition and the Theory of Strategy: Toward an Integrative Framework // Academy of Management Review. 1986. № 11 (4). P. 791–800.

3. Arnold R. Schlusselqualifikationen – Ziel einer ganzheitlichen Berufsbildung. In: Kolner Zeitschrift fur, Wirtschaft und Pеdagogik. 7. Jg., 1992. Heft 13. P. 65–88.

4. Achtenhagen F., John E.G. Mehrdimensionale Lehr-Lern-Arrangements – Innovationen in der kaufmannischen Aus- und Weiterbildung. (Hrsg.): Mehrdimensionale Lehr-Lern Arrangements. Innovationen in der kaufmannischen Aus- und Weiterbildung. 1992, P. 3–11.

5. CappelliP., Crocker-HefterA.Distinctive human resources are firms»core competencies. Organizational Dynamics. Winter. 1996, P. 7–22.

6. Delamare le Deist F., Winterton J. What is competence? Human resource development international. 2005. Vol. 8. No. 1. P. 27–46.

7. Bowskill N., Foster J., LallyV., McConnell D. Networked professional development: Issues and strategies in current practice // The International Journal for Academic Development. 2000. Vol. 5 (2). P. 93–106.

8. Бояцис Р. Компетентный менеджер Модель эффективной работы / пер. с англ. М.: ГИППО, 2008. – 352 с.

9. Barney J.A. Firm Resources and Sustained Competitive Advantage // Journal of Management. 1991. № 17 (1). P. 99–120.

10. Cazal D., Dietrich A. Compeґtences et savoirs: quels concepts pour quelles instumentations // Geґrer les Compeґtences: des Instruments aux Processus. A. Klarsfeld and E. Oiry (Eds). Paris: Vuibert. 2003, P. 241–262.

11. Spitzer R.D.TQM: The Only Source of Sustainable Competitive Advantage. Quality Progress. 1993, P. 59–64.

12. Spencer L.M. Jr., Spencer S.M. Competence at work: models for superior performance. J. Wiley & Sons.Inc. New York, 1993.

13. SynderA.V., Ebeling Jr.H. W. TargetingA. Company»s Real Core Competencies. Journal of Business Strategy. 1992, P. 26–32.

14. Mansfield R. Building competency models: Approach for HR professionals, Human Resource Management. Spring. 1996. Vol. 35. Namber I.P. 7–18.

15. Bjornavold J. Making Learning Visible. Identification, Assessment and recognition of Non-form, al Learning in Europe. CEDEFOP. Luxemburg: EUR-Op. 2000, 325 p.

16. Le Boterf G. Construire les competences individuelles et collectives. Paris: Editions d»organisation, 2010.

17. Jacqueline M. de Chabert. A model for the development and implementation of core competencies in restaurant companies for superior financial performance. Dissertation submitted to the Faculty of the Virginia Polytechnic Institute and StateUniversity in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy In Hospitality and Tourism Management. URL: http://hdl.handle.net/10919/30765

18. UK Qualifications and Credit Framework. OCA, 2008.

19. Prahalad С.К., Hamel G. Competing for the Future. Harvard Business Review. 1994, 10 p.

20. Cheetham G., Chivers G. The reflective (and competent) practitioner: A model of professional competence which seeks to harmonise the reflective practitioner and competence-based approaches // Journal of European Industrial Training. 1998. Vol. 22. № 7. P. 267–276.

21. Dohmen G. Weiterbildungsinstitutionen, Medien, Lernumwelten: Rahmenbedingungen und Entwicklungshilfen für das selbstgesteuerte Lernen. – Bundesministerium für Bildung und Forschung, 1999.

22. Klemp G.O. The Assessment of Occupational Competence. Washington. DC.: Report to the National Institute of Education,1980.

23. Le Boterf G. De la competence, essai sur un attracteur etrange. Paris: Les editions d»organisation, 1994.

24. Flothow K. Förderung von Handlungskompetenzen in der beruflichen Erstausbildung durch Lern – und Arbeitstechniken. Bergisch Gladbach, 1992.

25. Мартынюк О.И. и др. Опыт формирования компетентностной модели выпускника педагогического вуза как нормы качества и базы оценки результатов образования (на примере физико-математического факультета) / под науч. ред. Н.А. Селезневой, И.Н. Медведевой // Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика: Материалы XI симпозиума – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 48 с.

26. Жук О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход. Минск: РИВШ, 2009. 336 с.

27. Жук О.Л. Компетентностный подход в педагогической подготовке студентов классического университета // Веснік БДУ. Сер. 4. 2009. № 1. С. 95–104.

28. Макаров А.В. Компетентностная модель социально-гуманитарной подготовки выпускника вуза // Выш. шк. 2004. № 1. С. 16–12.

29. Рябов Л.П. Сопоставительные исследования систем высшего образования: методол. аспект. М., 2002. 271 с.

30. Субетто А.И. Система управления качеством в вузе (модель): материалы X симп. «Квалиметрия в образовании: методология и практика» / под науч. ред. Н.А. Селезневой, А.И. Субетто. Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. М., 2002. 25 с.

31. Клетнева А.А., Давыдова С.А., Гладышев А.А. Создание индивидуальных образовательных траекторий бакалавров физической культуры // Стратегия гармоничного развития личности в концепции Международных детских игр «Спорт, искусство, интелект»: сб. научн. тр. науч. практ. конф. Новосибирск: Изд-во Новосиб. Гос. акад. вод. Транспорта, 2013. С. 224–227.

32. Плюхина С.В. Содержание социально-профессиональной компетентности как целостное качество выпускника и результат образования // Среднее профессиональное образование. 2011. № 11. С. 26–28.

33. Гладышев А.А. Формирование индивидуальной образовательной траектории студентов физкультурно-спортивного профиля на основе компетентностного подхода (для специализации в сфере фитнеса). дис…. канд. пед. наук: 13.00.08/ А.А. Гладышев. – Нижневартовск, 2016. – 217 с. [https://esu.citis.ru; (дата обращения: 02.02.2020)]

34. Kanthan R., Senger J. The impact of specially designed digital computer games-based learning in undergraduate pathology and medical education // Education in Pathology & Laboratory Medicine. 2011. Vol. 135. P. 135–142.

35. Vandercruysse S., Vandewaetere M., Cornillie F., Clarebout G. Competition and students» perceptions in a game-based language learning environment // Educational Technology Research and Development. 2013. Vol. 61 (6). P. 927–950. doi:10.1007/s11423 013 9314 5

36. Rondon S., Chiarion S., Furquim de Andrade C. Computer game-based and traditional learning method: A comparison regarding student»s knowledge retention // BMC Medical Education. 2013. Vol. 13 (30). P. 1–8. DOI: 10.1186/1472 6920 13 30

37. Reinders H., Wattana S. Affect and willingness to communicate in digital game-based learning // The Journal of EUROCALL. 2015. Vol. 27 (1). P. 38–57.

38. Boeker M., Andel P., Vach W., Frankenschmidt A. Game-based e-learning is more effective than a conventional instructional method: A randomized controlled trial with third-year medical students // PloSOne. 2013. Vol. 8 (12). DOI: 10.1371/journal.pone.0082 328.

39. Herro D., Clark R. An academic home for play: Games as unifying influences in higher education // On the Horizon. 2016. Vol. 24 (1). P. 17–28. https://doi.org/10.1108/ OTH-08 2015 0060

40. Turner P.E., Johnston E., Kebritchi M., Evans S., Heflich D.A. Influence of online computer games on the academic achievement of nontraditional undergraduate students // Cogent Education. 2018. Vol. 5. P. 1437671 https://doi.org/10.1080/2 331186X.2018.1 437 671

41. Dadheech A. URL: https://theknowledgereview.com/importance-game-based-learning-modern-education/

42. Antonaci А., Klemke R., Specht M. The Effects of Gamification in Online Learning Environments: A Systematic Literature Review // Informatics. 2019. Vol. 6. P. 32. DOI: 10.3390/informatics6030 032.

43. Смирнов Е.И., Белкина В.Н., Тихомиров А.С., Трошина Т.Л. Фундирование в определении содержания математического образования будущего учителя // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 3. Том II. С. 134–140.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гладышев А.А., Гладышева А.А. Философия современного образования: фундаментальность или компетентность цифрового пространства. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(1):3508-3519. https://doi.org/10.15372/PEMW20200114

For citation: Gladyshev A.A., Gladysheva A.A. The philosophy of contemporary education: the fundamental nature or competence of the digital space. Professional education in the modern world. 2020;10(1):3508-3519. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200114

Просмотров: 24

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)