Пределы и перспективы цифрового пространства в гуманитарном образовании


https://doi.org/10.15372/PEMW20200111

Полный текст:


Аннотация

В статье раскрываются особенности использования новых информационных технологий в процессе преподавания гуманитарных учебных дисциплин. Автор показывает не только положительные, но и отрицательные последствия глобальной цифровизации в отечественной образовательной системе. Господства информационных технологий в гуманитарном познании создает новые проблемные ситуации. В частности, трансформируются традиционные коммуникации, характерные для отечественной образовательной системы. Автор обращает внимание на такую важную особенность российского образования, как неразрывность учебного и воспитательного процесса. Реализация подобных тенденций традиционно была возложена на гуманитарный учебный блок. Основополагающим базисом для формирования социокультурного мировоззрения всегда выступала история. Несмотря на то что внедрение цифровых технологий в гуманитарную сферу позволило расширить визуальное учебное пространство, однако все чаще встречаются случаи фальсификации исторического прошлого России. Автор показывает, что достоверность информации часто приносится в жертву оперативности. Военно-исторические компьютерные игры часто искажают истинную картину истории, которая является намного сложнее и требует глубокого осмысления. К сожалению, учащиеся привыкают к наглядным пособиям, однако отучаются при этом анализировать учебный материал, поскольку надеются на интернет-ресурсы. Чрезмерное использование современных информационных технологий в учебном процессе значительно трансформирует субъект-объектные отношения. Это связано с значительным изменением функций учителя, которого уже не воспринимают как носителя истины. В статье показаны пути оптимизации учебного процесса с учетом новых информационных технологий. Автор доказывает, что гуманитарное образование может выиграть, если цифровизация учебного процесса будет иметь пределы, обусловленные авторскими методиками.

Об авторах

М. П. Яценко
Сибирский федеральный университет
Россия

Яценко Михаил Петрович – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры глобалистики и геополитики

Красноярск, 660 041, пр. Свободный, 82а



С. В. Максимов
Сибирский федеральный университет
Россия

Максимов Сергей Владимирович – доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор кафедры глобалистики и геополитики

Красноярск, 660041, пр. Свободный, 82а



Список литературы

1. Ельчанинов В.А., Панарин В.И., Паршиков В.А. Антропосоциальное исследование как научная и образовательная проблема в условиях информатизации и цифровизации // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 1. С. 2451–2463.

2. Кудашов В.И., Черных С.И., Яценко М.П., Рахинский Д.В. Аксиологические трансформации в глобальном образовании как следствие информационных технологий // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7. № 2. С. 968 – –975.

3. Носов Н.А. Не-виртуалистика (Современная философия психологии) // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 12. М.: Гуманитарий, 2001. 56 с.

4. Стёпин В.С. Перелом в цивилизационном развитии. Точки роста новых ценностей // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / под ред. проф. Д.И. Дубровского. М.: МБА, 2013. 272 с.

5. Рулиене Л.Н. Пайдейя в развитии жизненного пространства личности в постиндустриальном обществе // Ценности и смыслы. 2013. № 1 (23). С. 92–99.

6. Иванова С.В. О понятии «образовательное пространство» и целях образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 4. С. 67–79.

7. Горохов В.Г., Сидоренко А.С. Роль фундаментального образования в развитии новейших технологий // Высшее образование сегодня. 2008. № 12. С. 40–46.

8. Горохов В.Г. Наука и научное образование в обществе XXI века (о мифах научно-образовательной политики) // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 117–127.

9. Миронов В.В. Проблемы реформирования российского образования // Метафизика. 2014. № 4 (14). С. 52–60.

10. Мутных Т.А. Особенности среды вуза в малом городе, обеспечивающие развитие общих и профессиональных компетенций // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7. № 2. С. 1055–1057.

11. Наливайко Н.В., Пушкарева Е.А., Шматков Р.Н. и др. Качество современного отечественного образования: сущность и проблемы: монография Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. 312 с.

12. Кулипанова Н.В., Наливайко Н.В., Орлов Н.П., Ушакова Е.В. Многообразие современных социальных систем и стратегий глобализирующегося образования // Философия образования. 2012. № 6 (45). С. 64–77.

13. Бабич В.В. О подходах к определению форм военных (боевых) действий // Вестник Академии военных наук. 2013. № 3 (44). С. 20–51.

14. Горин С.Г. Промежуточные результаты образовательных трансформаций: постнеклассический подход // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8. № 1. С. 1624–1631.

15. Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности. СПб., 2007. 147 с.

16. Колин К.К. Информатика сегодня и завтра: фундаментальные проблемы и перспективы развития в XXI веке // Молодые в библиотечном деле. Ежемесячный профессиональный журнал. 2006. № 9–10 (сентябрь-октябрь). С. 16–26.

17. Кулипанова Н.В., Наливайко Н.В., Орлов Н.П., Ушакова Е.В. Многообразие современных социальных систем и стратегий глобализирующегося образования // Философия образования. 2012. № 6 (45). С. 64–77.

18. Яковлева И.В. Безопасность российского образовательного пространства: аксиологическое содержание концепции // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 1. С. 2443–2450.

19. Севостьянов Д.А. Инверсивный анализ в современном образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 1. С. 2433–2442.

20. Гурина Р.В. Управленческие эксперименты с содержанием образования и педагогическая наука: телега впереди лошади // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8. № 1. С. 1610–1617.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Яценко М.П., Максимов С.В. Пределы и перспективы цифрового пространства в гуманитарном образовании. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(1):3481-3489. https://doi.org/10.15372/PEMW20200111

For citation: Yatsenko M.P., Maksimov S.V. Limits and prospects of the digital space in humanitarian education. Professional education in the modern world. 2020;10(1):3481-3489. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200111

Просмотров: 23

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)