Онлайн-образование как способ гармонизации архетипов самости, корпоративности и ­иерархии


https://doi.org/10.15372/PEMW20200108

Полный текст:




Аннотация

В статье рассмотрено взаимовлияние архетипов Самости, корпоративности и иерархии на образовательный процесс в онлайн-среде. Отмечено усиление иерархических тенденций в социальном институте образования в результате появления национальных государств и запущенных ими реформ на примере Австро-Венгерской империи. Проанализировано влияние присущей архетипу иерархии абстрагирующей безличности на проявления архетипа корпоративности. Даны указания на влияние архетипов корпоративности, иерархии и Самости на процесс возникновения коллективной идентичности в тесной связи с дифференциацией и специализацией внутри группы. Отмечена роль архетипов в реализации функции воспроизводства, налагаемой обществом на образовательные институты. Высказана идея о роли архетипа Самости в снятии противоречий меду архетипами корпоративности и иерархии. Перечислены проблемы, вызванные усилением архетипа иерархии в образовании. Проанализированы отличительные черты онлайн формы образования по сравнению с привычным офлайн форматом в развитии иерархических, корпоративных, а также индивидуационных феноменов. Показаны разнонаправленные возможности электронных форматов, которые могут быть использованы как для подкрепления, так и для ослабления тенденций архетипов Самости, корпоративности и иерархии. Указано на противоречие между инновационной формой электронного образования и консерватизмом коллективного бессознательного. Отмечена принципиальная дополняемость бессознательных схем архетипов на сознательном уровне разработки культурой их наполнения вариативными символами и образами. Приведены некоторые примеры образовательных и просветительских проектов в сети Интернет. Делается вывод, что ребалансировка влияния архетипов в пользу Самости и корпоративности открывается прежде всего в онлайн-проектах, не находящихся под управлением традиционных иерархических организаций.

Об авторе

Д. В. Львов
Сибирский федеральный университет
Россия

Львов Денис Владимирович – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социологии 

660 041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79, ауд. 14–01 (Площадка № 1)



Список литературы

1. Грицков Ю.В., Львов Д.В. Учитель, ученик и администратор в образовательном процессе: усиление архетипа иерархии // Профессиональное образование в современном мире. 2019. № 9 (2). С. 2654–2662.

2. Вебер М. Хозяйство и общество. Очерки понимающей социологии: В 4 т. Т. I: Социология / пер. с нем.; под общ. ред. Л.Г. Ионина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. 445 с.

3. Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М.: Знак, 2009. 640 с.

4. Арендт Х. Истоки тоталитаризма / пер. с англ. И.В. Борисовой, Ю.А. Кимелева, А.Д. Ковалева, Ю.Б. Мишкенене, Л.А. Седова; послесл. Ю.Н. Давыдова; под ред. М.С. Ковалевой, Д.М. Носова. М.: ЦентрКом, 1996. 672 с.

5. Гребер Д. Утопия правил: о технологиях, глупости и тайном обаянии бюрократии / пер. с англ. А. Дунаева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 224 с.

6. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 4. С. 6–32.

7. Юнг К.Г. Эон: Исследования о символике самости / пер. с нем. В.М. Бакусева. М.: Академический Проект, 2009. 340 с.

8. Якоби И. Психологическое учение К.Г. Юнга // Карл Густав Юнг: дух и жизнь: сборник: пер. с нем. М.: Практика, 1996. С. 385–514.

9. Саркисьян Т.Н. Педагогический процесс как целостное явление // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. T. 6, № 6, Часть 1. С. 139–143.

10. Мацибора М.Г. Самообразование как фактор возникновения и исторического развития заочного образования в России // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2009. № 3 (Педагогика). С. 50–55.

11. MahwishW.M. Factor Effecting Learner»s Satisfaction Towards E-Learning: A Conceptual Framework (November 19, 2010). OIDA International Journal of Sustainable Development, Vol. 2, No. 3, pp. 77– 82, 2010. URL: https://ssrn.com/abstract=1711 989 (дата обращения: 13.10.2019).

12. Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне / пер. с англ. И. Летберга. М.: АСТ: Астрель, 2012. 219 с.

13. Ahn D., Jeon S., Yoo B. What shows your age?: An empirical analysis of identity fraud in online game classification systems (May 28, 2014). GCCR Working Paper Series 14–8. 2019. URL: https:// ssrn.com/abstract=2442 683 (дата обращения: 14.07.2019).

14. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. Е. Руткевича. М.: Медиум, 1995. 323 с.

15. Mauco O. Politicization of the On-Line Worlds as a Problematic of a Private Space Publicized: Comparative Study of MMORPG and Second Life. In PCA ACA National conference. 2019. URL: https://ssrn.com/abstract=1329345 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1 329345 (дата обращения: 14.07.2019).

16. Christensen G., Steinmetz A., Alcorn B., Bennett A., Woods D., Emanuel E. The MOOC Phenomenon: Who Takes Massive Open Online Courses and Why? (November 6, 2013). DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2 350964 URL: https://ssrn.com/abstract=2350 964 (дата обращения: 13.10.2019)

17. Chuang I., Ho A. HarvardX and MITx: Four Years of Open Online Courses – Fall 2012 Summer 2016 (December 23, 2016). DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2 889 436 URL: https://ssrn.com/ abstract=2889436 (дата обращения: 13.10.2019).

18. Kumar D. Information Communication Technologies and Its Challenges (July 27, 2009). DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1 439751 URL: https://ssrn.com/abstract=1439 751 (дата обращения: 13.10.2019).

19. Lupton D. Digital Risk Society (October 19, 2014). Chapter for The Routledge Handbook of Risk Studies (2016), edited by Adam Burgess, Alberto Alemanno and Jens Zinn. London: Routledge, pp 301–309, Forthcoming. DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2 511717 URL: https://ssrn.com/abstract=2511 717 (дата обращения: 13.10.2019)

20. Бурдьё П., Пассрон Ж. К. Воспроизводство: элементы теории системы образования. М.: Просвещение, 2007. 267 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Львов Д.В. Онлайн-образование как способ гармонизации архетипов самости, корпоративности и ­иерархии. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(1):3456-3464. https://doi.org/10.15372/PEMW20200108

For citation: Lvov D.V. Оnline-education as a way to harmonize the archetypes of self, corporativity and hierarchy. Professional education in the modern world. 2020;10(1):3456-3464. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200108

Просмотров: 210

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)