Цифровизация как базис универсализации образовательного пространства


https://doi.org/10.15372/PEMW20200106

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме, которая затрагивает многие научные направления, поскольку в ней раскрываются основные направления развития образовательной системы в условиях господства новейших информационных технологий. Автор показывает, что процессы цифровизации создают основу для формирования единого образовательного пространства. Раскрываются основные направления развития образовательной сферы, обусловленные появлением новые формы коммуникации в среде обучающихся. Доказывается, что расширение образовательной среды посредством появления новых методик обусловлено возможностью цифровизации значительной части обучающего материала. Кроме того, использование новейших информационных технологий приводит к серьезным трансформациям в субъект-объектных отношениях в образовании. В статье показаны не только положительные, но и проблемные последствия цифровизации образования. В частности, погоня за оперативной информацией приводит к тому, что в жертву приносится ее достоверность. В статье приводятся примеры искажения исторической картины, что ставит под сомнение роль истории как мировоззренческого базиса в учебном познании. Исследуются глобальные тенденции в образовании, детерминированные внедрением цифровых технологий. Доказывается, что они свидетельствуют об универсализации образовательного пространства, что создает условия для социальных трансформаций, последствия от которых общество почувствует через десятилетия.

Об авторе

Д. В. Рахинский
Красноярский государственный аграрный университет
Россия

Рахинский Дмитрий Владимирович – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры гражданского права и процесса юридического института 

660049, г. Красноярск, ул. Ленина, д.117



Список литературы

1. KudashovV.I., ChernykhS.I., YatsenkoM.P., GrigorevaL.I., PfanenshtilI.A., RakhinskyD.V.Historical reflection in the educational process: an axiological approach // Analele Universitatii din Craiova – Seria Istorie. 2017. Т. 22. № 1. P. 139–147.

2. Musat R.P., Mineev V.V., Neskryabina O.F., Panasenko G.V., Maksimov S.V., Rakhinsky D.V. The artistic worldview in the context of sociocultural realia // Amazonia Investiga. 2019. Т. 8. № 23. P. 350–357.

3. Pfanenshtil I.A., Yatsenko M.P., Kudashov V.I., Mongush A.L., Rakhinsky D.V. Multicul turalism and educational practice: problems of socio-cultural identity preservation // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS Conference: SCTCGM 2018 – Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. Conference Chair (s): Bataev Dena Karim-Sultanovich – Doctor of Engineering Sciences, professor, director of the Complex Scientific Research Institute n. a. H.I. Ibragimov of the Russian Academy of Sciences, 2019. – P. 1493–1502.

4. Арпентьева М.Р., Тащёва А.И., Гриднева С.В. Коммодификация образования: процессы и результаты // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 1. С. 2406–2420.

5. Артог Ф. Типы исторического мышления: презентизм и формы восприятия времени // Отечественные записки. 2004. № 5. С. 214–225.

6. Власкин А.В. Проблема утраты смысла и ее влияние на современные информационные коммуникации // Современная философия в России: междисциплинарные исследования в контексте традиций и инноваций: Четвертый Сибирский философский семинар (Омск, 15–17 октября 2014 г.) Омск, 2014. С. 162–165.

7. Горин С.Г. Промежуточные результаты образовательных трансформаций: постнеклассический подход // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8. № 1. С. 1624–1630.

8. Гулыга А.В. Творцы русской идеи. М.: Молодая гвардия, 2006. 314 с.

9. Делягин М. Глобализация как стержневая проблема грядущего мирового развития // «Круглый стол» в редакции «Международная жизнь». Международная жизнь. 2000. № 11. С. 7.

10. Копалов В.И. Историзм как принцип социально-философского исследования // Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. 172 с.

11. Кудашов В.И., Черных С.И., Яценко М.П., Рахинский Д.В. Влияние информационных технологий на формирование нравственных основ глобализационного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6. № 4. С. 583–592.

12. Кузнецов В.Ю. Мир единства. М.: Академический Проект, 2010. 207 с.

13. Лыскова М.И. Исторический китч как источник формирования знания о прошлом // Теория и история. 2006. № 2. С. 83–90.

14. Рахинский Д.В. Глобальная информатизация как базис современного универсализма: социально-философский анализ: дисс. … д-ра философ. наук, 2018. 338 с.

15. Рыженко Л.И. Сети трансфера технологий, основанные на смысловых экспертных системах // Вестник СибАДИ, 2012. № 2 (24). С. 114–118.

16. Севостьянов Д.А. Инверсивный анализ в современном образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 1. С. 2433–2442.

17. ТрашковаС.М.Информационные технологии вобразовании: теоретико-правовые аспекты // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 3. С. 47–51.

18. Трашкова С.М., Рахинский Д.В. Образовательная политика и вопросы качества образования // Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции, 2012. С. 254–258.

19. Хапаева Д. Прошлое как вызов истории. Франция-Память. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та., 1999. С. 292–323.

20. Шеховцев А.Ю. Информационная парадигма в структуре современного мышления. Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 1998. 176 с.

21. Яковлева И.В. Безопасность российского образовательного пространства: аксиологическое содержание концепции // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 1. С. 2443–2450.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Рахинский Д.В. Цифровизация как базис универсализации образовательного пространства. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(1):3438-3446. https://doi.org/10.15372/PEMW20200106

For citation: Rakhinskiy D.V. Digitalization as a basis for universalization of educational space. Professional education in the modern world. 2020;10(1):3438-3446. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200106

Просмотров: 22

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)