Онлайн-образование: реонтологизация или ­деонтологизация?


https://doi.org/10.15372/PEMW20200105

Полный текст:




Аннотация

Проблемная цель статьи заключается в выявлении направления вектора развития современных образовательных систем в цифровую эпоху в сторону реонтологизации или деонтологизации образования. Целенаправленные цифровизация и коммодификация образования, способствующие воплощению в реальность положений этики трансгуманизма, влекут за собой трансформацию представлений о сущности образования, по масштабам сравнимую с внедрением массового образования в XX веке. Возникают новые способы построения онтологий образования, направленные на поиски основополагающих оснований данного феномена. Веками под образованием понимался процесс трансляции знаний, ценностей, норм поведения, способов деятельности от человека к человеку, вовлечение в локальные и международные социокультурные и профессиональные практики, принятые в конкретном человеческом сообществе. В настоящее время речь идёт о перепоручении в будущем данной миссии искусственному интеллекту и исключительно персонализированным, но, по сути, дегуманизированным компьютерным программам, мобильным приложениям и онлайн-курсам. Таким образом, проводится политика очередной реонтологизации образования как социокультурного феномена, в которой отдельные исследователи видят деонтологизацию, т. е. подрыв фундаментальных основ в социальном устроении образования как соцокультурного феномена и модуса бытия. Возникает вопрос о том, настолько ли деструктивны по своим последствиям вышеозначенные тенденции, или же речь идёт о смене отдельных онтологем (т. е. положений онтологии образования). Автор статьи выявляет направления реонтологизации образования в XXI веке и проводит социально-философскую экспертизу онтоаксиологии онлайн-образования. Делается вывод о наличии у онлайн-образования как позитивного реонтологизирующем, так и деструктивно деонтологизирующем потенциале в совокупности с другими трансформировавшимися онтологемами современного образования. Среди фундаментальных сущностных основ образования, утрата которых будет означать конец для социокультурного феномена и рождение новой практики, названы личностное взаимодействие участников образовательного процесса и баланс интеграции и дифференциации в ­образовании.

Об авторе

С. Ю. Полянкина
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Полянкина Софья Юрьевна – аспирант, старший преподаватель кафедры философии факультета гуманитарного образования

630073, Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20



Список литературы

1. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbU UtmuF5lZYfTvOAG.pdf. (дата обращения: 30.10.19).

2. «Цифровая школа» изменит роль педагогов в образовательных организациях [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/press/35/cifrovaya-shkola-izmenit-rol-pedagogov-v-obrazovatelnyhorganizaciyah/ (дата обращения: 30.10.19).

3. Инчхонская декларация ирамочная программа действий поосуществлению цели вобласти устойчивого развития [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000 245 656_ rus. (дата обращения: 31.10.19).

4. Черных С.И. Образовательное пространство в условиях информатизации общества. Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2011. 254 с.

5. Аристотель. Метафизика. М.: Эксмо, 2019. 480 с. 6. Красиков В.И. Онтологии // Вопросы философии. 2013. № 9. С. 43–51.

6. Красиков В.И. Конструирование онтологий. Эфмериды Ego во времени и другие эссе. М.: Водолей Publishers, 2007. 304 с.

7. ДацюкС.Онтологизации [Электронный ресурс]. Киев, 2009. 417 с. URL: http://www.uis.kiev.ua/xyz/o. htm. (дата обращения: 31.10.19).

8. Карпов А.О. Онтологизация, «онтологизации»и образование // Вопросы философии. 2013. № 9. С. 31–42.

9. Altbach P.G. Global Perspectives on Higher Education. Baltimore: JHU Press, 2016. 332 p.

10. Bowen W. Higher Education in the Digital Age. Princeton NJ: Princeton University Press, 2013. 232 p.

11. Брызгалина Е.В. Управление образованием как сложным социальным институтом: философские проблемы // Вестник ТГУ. Серия Философия. Социология. Политология. 2012. № 4 (20). Вып. 1. С. 12–19.

12. Брызгалина Е.В., Смирнова А.А. Российское образование: от локальных практик к глобальным трендам (заметки о форуме «Образование России / EDU Russia) // Проблемы современного образования. 2017. № 3. С. 126–136.

13. ПавлюткинИ.В.Рынок какметафора: критический анализ маркетизации образования [Электронный ресурс] // Материалы семинара ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/data/271/107/1225/2009 02 24. doc. (дата обращения: 30.10.19).

14. Карпов А.О. Коммодификация образования в ракурсе его целей, онтологии и логики культурного движения // Вопросы философии. 2012. № 10. С. 85–96. 16. Карпов А.О. «Товаризация» образования против общества знаний // Вестник Российской академии наук. 2014. Т. 84, № 5. С. 434–440.

15. Севостьянов Д.А., Гайнанова А.Н. Ценности образования: инверсия смыслов // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 43–48.

16. Пичугина В.К., Безрогов В.Г. Образование и забота о себе в эпоху метамодерна // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. № 3 (38). С. 116–128.

17. Ahmed W. The Polymath. Unlocking the Power of Human Versatility. Chichester: Wiley, 2018. 228 p.

18. The Flipped Classroom. Practices in Higher Education / ed. by C. Reidsema, L. Kavanagh, R. Hadgraft, N. Smith. Singapore: Springer, 2017. 307 p.

19. Peters M.A. The university in the epoch of digital reason. Fast knowledge in the circuits of cybernetic capitalism // Universities in the time of flux: An exploration of time and temporality in university life. London: Routledge, 2014. P. 9–31.

20. Смолин О.Н. Контуры новой образовательной политики России // Экономика и управление. 2011. № 11 (73). С. 41–43.

21. Keehr G., Anderson M., Boyles D. Neoliberalism, Technology, and the University: Max Weber»s Concept of Rationalization as a Critique of Online Classes in Higher Education // Contemporary Philosophical Proposals for the University. Cham: Palgrave Macmillan, 2018. P. 47–66.

22. Artificial Intelligence in Education: Supporting Learning through Intelligeny and Socially Informed Technology / ed. by Ch. K. Looi, G. McCalla, B. Bredeweg, J. Breuker. Amsterdam: IOS Press, 2005. 1012 p.

23. Artificial Intelligence in Education. 19th International Conference, AIED 2018 London, UK, June 27–30, 2018 Proceedings, Part II / ed. by C. Penstein Rose, R. Martinez-Maldonado, H.U. Hoppe, R. Luckin, M. Mavrikis, K. Porayska-Pomsta, B. McLaren, B. du Boulay. Cham: Springer, 2018. 580 p.

24. Aoun J.E. Robot-Proof. Higher Education in the Age of Artificial Intelligence. Cambridge: The MIT Press, 2017. 187 p.

25. Полянкина С.Ю. Проблемное поле социальных интеграции и дифференциации в системе отечественного образования=The problem field of social integration and differentiation in the system of domestic education // Философия образования. 2017. № 3. С. 17–27.

26. Reichenbach R. Beyond sovereignty: The twofold subversion of Bildung // Educational Philosophy and Theory. 2003. № 35 (2). P. 201–209.

27. Bowles N. The Digital Gap between Rich and Poor Kids Is Not What We Expected [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/2018/10/26/style/digital-divide-screens-schools.html (дата обращения: 05.12.19).

28. Ritzer G. The McDonaldization of Society. London: Pine Forge Press, 2000. 278 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Полянкина С.Ю. Онлайн-образование: реонтологизация или ­деонтологизация? Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(1):3428-3437. https://doi.org/10.15372/PEMW20200105

For citation: Polyankina S.Y. Online-education: reontologisation or deontologisation? Professional education in the modern world. 2020;10(1):3428-3437. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200105

Просмотров: 286

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)