Цифровое образовательное пространство: проблемы и практики применения информационных образовательных ресурсов


https://doi.org/10.15372/PEMW20200104

Полный текст:


Аннотация

Информационные образовательные ресурсы в условиях формирования и развития цифрового образовательного пространства становятся неотъемлемым элементом образовательных технологий и обеспечивают повышение доступности и качества образования, преодоление неравенства доступа к качественному образованию, представляют интересы различных образовательных субъектов, а также предлагают возможность выбора образовательных траекторий. В такой ситуации проблемы и практики применения информационных ресурсов, их тематическое содержание, размещение и оформление становится значимым вопросом. Методологической основой исследования принята концепция цифрового общества, развиваемая современной социологией, в раках которой изменения, происходящие в обществе, объясняются влиянием цифровых технологий на социальное пространство и уровнем включенности людей в цифровизацию, качественной характеристикой которого является соединение знаний и людей. Цель исследования выявить проблемы и практики применения информационных образовательных ресурсов, на основе выявления факторов, влияющих на цифровизацию образовательного процесса в учебном заведении. Основная гипотеза сводилась к тому, что цифровой индекс студента (а именно, возможности доступа к сети Интернет, практики пользования Интернетом, уровень развития человеческого капитала) определяет применение информационных образовательных ресурсов и готовность к их использованию и выстраиванию на их основе образовательных траекторий непрерывного образования. Позиции студентов по вопросам выбора образовательных ресурсов, представлений о структуре ресурсов, оценки и удовлетворенность ресурсами, которыми они пользуются в образовательных практиках, выявлены на основании проведенного авторами анкетного опроса студентов. При интерпретации результатов использованы методы описания, сравнения, классификации и интерпретации данных. Результаты: выявлены круг проблем, обусловленных образовательной средой и цифровым индексом потребителя образовательных услуг/студента, практики применения информационных образовательных ресурсов. Практическая значимость результатов состоит в том, что исследование факторов, выявляющих на цифровой индекс студента, позволяет определять направления и формы воздействия на готовность студента к выбору стратегии образования через всю жизнь на основе применения цифровых технологий.

Об авторах

Н. Л. Микиденко
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Россия

Микиденко Наталья Леонидовна – кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социологии, политологии психологии

630102, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86



С. П. Сторожева
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Россия

Сторожева Светлана Петровна – кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры социологии, политологии психологии

630102, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86



Список литературы

1. Черных С.И. Экосистема образования в условиях цифровых технологий // Современные тенденции развития системы образования Сборник трудов Международной научно-практической конференции. 2018. (Чебоксары, 27 март 2018 г.). Чебоксары: Среда, 2018. С. 251–253. DOI: 10.31483/r-559. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34978 791

2. Курдюмова И.М. Современные он-лайн-платформы в образовании за рубежом: направления развития понятия // Приоритетные направления развития науки и образования: сборник статей VI Международной научно-практической конференции: в 2 х частях. 2019. С. 114–117. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37216384

3. Тульчинский Г.Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки. 2017. № 6. С. 121–136.

4. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25–36. DOI: 10.18 384/2310 7219 2018 3 25 36.

5. Сулейманов Р. Правда и ложь о цифровом образовании [Электронный ресурс] // Учительская газета. № 27 от 3 июля 2018 года. URL: http://www.ug.ru/archive/75140 (дата обращения 10.11.2019).

6. Черная Е.А. Понятия дистанционного и электронного (дистанционного) обучения, опыт применения в Великобритании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1 (4). С. 171–174. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16753 457

7. Пожарская Л.А., Расторгуева О.А. Дистанционное образование: дефициты и перспективы // Совет ректоров. 2013. № 10. С. 69–75. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21056541

8. Лучинин С.С. Технология образование 3.0 и ее использование в корейском институте передовых технологий KAIST [Электронный ресурс] // Электронная информационно-образовательная среда вуза: проблемы формирования, контекстного наполнения и функционирования IV Всероссийская методическая конференция. под ред. Е.А. Ходыревой. 2015. С. 143–146. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=25010549 (дата обращения 10.11.2019).

9. Никулина Т.В. Электронное и дистанционное обучение: сущность и качество // Theoretical & Applied Science. 2015. № 1 (21). С. 134–138. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22893246 (дата обращения 10.11.2019).

10. Храмова И.Ю. Модели интеграции массовых открытых онлайн-курсов в основные образовательные программы вузов [Электронный ресурс] // Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства сборник трудов III Национальной научно-методической конференции с международным участием. Под редакцией И.А. Максимцева, В.Г. Шубаевой, Л.А. Миэринь. Санкт-Петербург, 2019. С. 135–141. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39574036 (дата обращения 10.11.2019).

11. Тимкин С.Л. Эпоха МООК: новый этап развития открытого образования в России и мире [Электронный ресурс] // Современные проблемы информатизации образования. Омск, 2017. С. 211– 266. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30083 555 (дата обращения 10.11.2019).

12. Голубкова Е.А. Открытое образование: поиск новой парадигмы [Электронный ресурс] // Устойчивое развитие России: вызовы, риски, стратегии: материалы XIX Международной научно-практической конференции: к 25 летию Гуманитарного университета. 2016. С. 451–455. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=26338441 (дата обращения 10.11.2019).

13. Готовкина М.С. Массовые открытые онлайн курсы как инновационная тенденция в непрерывном образовании педагогов // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов иматериалов научно-практических конференций. 2015. № 2. С. 1099–1102. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25779124

14. ЦыганковаВ.Н. Перспективы использования массовых открытых он-лайн курсов в российских вузах [Электронный ресурс] // Модернизация российского общества: стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров: материалы ХX Всероссийской научной конференции (национальной с международным участием) / ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики». 2019. С. 564–568. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37614006 (дата обращения 10.11.2019).

15. Кондрашихина О.А., Медведева С.А. Проблемы готовности преподавателей вуза к разработке и внедрению МООК [Электронный ресурс] // Теория и методика обучения и воспитания в современном образовательном пространстве: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 114–120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32541219 (дата обращения 10.11.2019).

16. Соснина Н.Г. Анализ тенденций развития открытого образования в России и Канаде // Открытое образование. 2018. Т. 22, № 6. С. 65–72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36765359

17. Баранов А.В., Тагаев А.В., Котлярова О.В. Система открытого образования в республике Корея: перспективы внедрения // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12, № 6. С. 40–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32486188

18. Тимошкина Н.В. Интернет-сервисы в работе педагога: монография. Ульяновск, 2019. 102 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38552218

19. Тупикин Е.И., Матвеева Э.Ф., Васильева П.Д. Вебинары как инновационное средство образовательного процесса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2014. № 4. С. 109–116. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22862808

20. Тяглый А.Г. Мотивация в сфере Е-learning // На путях к новой школе. 2015. № 4. С. 50–53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25911194

21. Арефьева И.Л., Лазарев Т.В. Мотивация в дистанционном обучении. [Электронный ресурс]: научная статья // И. Арефьева, Т. Лазарев. Образовательный проект «Мой университет», МИР «ЭкоПро». 2015. URL: http://prazdnik.moi-universitet.ru/blog/9086.html (дата обращения: 10.11.2019).

22. Лобачев С.Л., СолдаткинВ.И. Интернет-обучение: тенденции и проблемы // Телекоммуникации и информатизация образования. 2004. № 2. С. 18–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9229260

23. Молодяков С.А. Преподаватель в вузе: из опыта повседневной жизни // Высшее образование в России. 2016. № 3 (199). С. 91–98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25682809

24. Макарова Е.Л., Пугач О.И. Особенности разработки и внедрения курсов образовательной области «математика» в системы дистанционного обучения // Самара: Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 165–171. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26110655

25. Мазелис А.Л. Геймификация в электронном обучении // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2013. № 3 (21). С. 139–142. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33847337

26. Карпенко О.М., Лукьянова А.В., Абрамова А.В., Басов В.А. Геймификация в электронном обучении // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 4 (94). С. 28–43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23134014

27. Международная научно-практическая конференция «Электронное обучение в непрерывном образовании 2019» [Электронный ресурс]. URL: http://conf-el.ido.ulstu.ru/?q=node/3 (дата обращения: 10.11.2019).

28. Рудаков В.Н. Перспективы массовых открытых онлайн-курсов в Российской Федерации: опрос преподавателей и студентов вузов [Электронный ресурс] // Мониторинг экономики образования: Информационно-аналитические материалы по результатам социологических обследований. 2018. № 11 (77). 4 с. URL: https://memo.hse.ru/data/2018/04/19/1150470091/iam_11_2018(77).pdf (дата обращения: 10.11.2019).

29. Ницевич В.Ф. Цифровая социология: теоретико-методологические истоки и основания // Цифровая социология/Digital Sociology. 2018. № 1. С. 18–28. DOI: https://doi.org/10.26425/2658-347X-2018 1 18 28


Дополнительные файлы

Для цитирования: Микиденко Н.Л., Сторожева С.П. Цифровое образовательное пространство: проблемы и практики применения информационных образовательных ресурсов. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(1):3418-3427. https://doi.org/10.15372/PEMW20200104

For citation: Mikidenko N.L., Storozheva S.P. Digital educational space: problems and practices of application of information educational resources. Professional education in the modern world. 2020;10(1):3418-3427. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200104

Просмотров: 32

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)