Гуманитарные дисциплины как инструмент формирования учебно-профессиональной самостоятельности студентов негуманитарных вузов


https://doi.org/10.15372/PEMW20190410

Полный текст:




Аннотация

В статье анализируются особенности и возможности гуманитарных дисциплин в каче­стве инструмента формирования профессиональ­ной самостоятельности студентов. Исследуются социально-философские и психолого-педагогические аспекты профессиональной самостоятельности студентов негуманитарных вузов. Проблема фор­мирования учебно-профессиональной самостоя­тельности студентов представлена на теорети­ко-практическом уровне. Методология исследования базируется на активных и интерактивных методах и формах и компетентностно-деятельностном под­ходе. Мы ссылаемся на исследование С. И. Морозо­вой о сущности, структуре, уровнях сформированно­сти учебно-профессиональной самостоятельности (УПС) студентов вузов. УПС – это интегральное качество личности студента, характеризующее­ся способностью самостоятельно организовывать свою учебно-профессиональную деятельность, на­правленную на овладение своей будущей профессией и общекультурными компетенциями. Мы считаем, что качественно сформировать у студентов негу­манитарных вузов общекультурные компетенции: способность самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, потребность в самовоспитании, самообразовании, способность достигать целей и результатов в учебно-профессиональной деятель­ности, способность к рефлексии, привычку испыты­вать удовольствие от процесса обучения, результа­тов учебно-профессиональной самостоятельности возможно посредством гуманитарных дисциплин, организовав самообразовательную деятельность студентов. Самообразовательную деятельность – это деятельность, в процессе которой студент ориентирован на совершенствование своих профес­сиональных компетенций, а также собственной личности. Основными параметрами самообразова­тельной деятельности являются: самостоятель­ный поиск материалов, их критическое осмысление, выбор между различными точками зрения, или фор­мирование собственного видения и решения про­блемы, способность к саморазвитию. Средством, формирующим интерес студента к постоянному самообразованию, является самостоятельная ра­бота. В нашей статье самостоятельная работа интерпретируется как один из видов процесса об­учения и одна из форм его организации, направлен­ные на формирование учебно-профессиональной самостоятельности студентов и способствующие формированию творческой самостоятельно мысля­щей личности, готовой к последующей профессио­нальной деятельности и непрерывному самообразо­ванию. Изложен опыт применения интерактивных и активных методов и форм формирования учеб­но-профессиональной самостоятельности студен­тов негуманитарных вузов на примере историче­ских и философских дисциплин.


Об авторах

М. А. Назарова
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Назарова Марина Анатольевна – кандидат фило­софских наук, доцент, кафедра философии, юриди­ческий факультет

630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160



А. С. Акопьянц
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Акопьянц Анаит Суреновна – доктор исторический наук, доцент кафедры истории и политологии

630049, г. Новосибирск, ул. Дуси Коваль­чук, д. 191



Список литературы

1. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО. С. М. Вишнякова, 1999. professional_educational.асаdemic.ru/2110/

2. Морозова С. И. Сущность, структура и уровни сформированности учебно-профессиональной самостоятельности будущих специалистов / С. И. Морозова // Педагогика и психология, теория и методика обучения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. С. 409–413.

3. Акопьянц А. С. Самообразовательная деятельность студентов вузе / А. С. Акопьянц // Актуальные проблемы модернизации высшей школы: Материалы международной научно-методической конференции (6–7 февраля 2014 г.). СГУПС, НГИ – филиал МГУДТ. Новосибирск: Изд- во СГУПС, 2014. С. 237–239.

4. Современные образовательные технологии: доводы в пользу активных форм обучения: сб. статей. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. С. 158.

5. Голубчикова М. Г. Проблема развития учебной самостоятельности студентов в образовательном процессе вуза // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 3 (33). С. 159–164.

6. Савченко Т. В. Развитие познавательной самостоятельности студентов вуза // Концепт. 2014. Спецвыпуск № 02. ART URL: http://e-koncept.ru/2013/. – (дата обращения: 01.06.2019).

7. Макаров С. И., Бунтова Е. В. Организация самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода обучения // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 131–324.

8. Сорокина Л. Л. Использование Креативно-технологического подхода при организации самостоятельной работы студентов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 1 (29). С. 131–137.

9. Инкина О. Н., Назарова М. А. Организация самостоятельной работы студентов в модульно-рейтинговой системе обучения // Проблемы формирования правового социального государства в современной России: материалы XII всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 27 октября 2016 г.). / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ГАУ, 2016. С. 34–38.

10. Зейналов Г. Г. Особенности и проблемы преподавания гуманитарного знания в рамках технического образования // Alma mater. 2018. № 10. С. 21–24.

11. Акопьянц А. С. Особенности преподавания истории в рамках технического образования // Актуальные проблемы модернизации высшей школы: модернизация отечественного образования в контексте национальных традиций. – Материалы XXX международной научно-методической конференции (Новосибирск, 30 января 2019 г.). Новосибирск, 2019. С. 117–120.

12. Гладкая Е. Ф. Игра как средство активизации познавательной деятельности студентов // Высшее образование в России. 2018. № 10. С. 161–165.

13. Асхаков М. С., Асхаков С. И. Интеллектуальная дуэль как метод интерактивного обучения студентов высших учебных заведений // Alma mater. 2018. № 5. С. 65–67.

14. Мусиенко С. О. Применение интерактивного обучения в преподавании экономических дисциплин // Высшее образование в России. 2018. № 8–9. С. 73–77.

15. Назарова М. А. Сетевые структуры в учебном процессе вуза / М. А. Назарова // Проблемы формирования правового социального государства в современной России: материалы XIII всероссийской научно-практической конференции. / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Новосибирск: Изд- во Новосибирского ГАУ, 2017. С. 8–11.

16. Maind maps, mindmap, диаграммы связей, карты мыслей, интеллект-карта, ассоциативная карта [Электрон. ресурс]. URL: http://samopoznanie.ru/schools/mentalnye_karty/. (дата обращения 12.11.2015.)

17. Прайс Д. Открыто. Как мы будем жить, работать и учиться: пер. с англ. М.: Олимп-бизнес, 2015. 288 с. URL: file:///C:/Users/User/Desktop/Кафедра%20философии/Философия%20техники/2009677.pdf. – (дата обращения: 01.06.2019).

18. Байтимирова А. Т. Сущность и структура понятия «профессиональный интерес» // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. С. 116–118.

19. Карпова О. Л., Найн А. Я. Развитие профессионального самоопределения студента на основе смыслообразовательной деятельности // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 2 (19). С. 230–233.

20. Стародубцев М. П. Компетентностный подход к реализации самостоятельной работы студентов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017. № 12 (154). С. 271–275.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Назарова М.А., Акопьянц А.С. Гуманитарные дисциплины как инструмент формирования учебно-профессиональной самостоятельности студентов негуманитарных вузов. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(4):3234-3244. https://doi.org/10.15372/PEMW20190410

For citation: Nazarova М.A., Akopyants A.S. Humanities as a tool for the formation of educational and professional independence of students of non-humanitarian universities. Professional education in the modern world. 2019;9(4):3234-3244. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190410

Просмотров: 248

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)