Роль самодетерминации личности в онлайн-образовании


https://doi.org/10.15372/PEMW20190409

Полный текст:


Аннотация

Исследование посвящено вопросу о роли самодетерминации личности в онлайн-об­разовании, актуальность которого обусловлена доступностью цифровых технологий, а также ростом спроса на дистанционное электронное об­учение. Онлайн-образование является популярным способом трансляции знания ведущими универси­тетами во всем мире. Технологическая осведомлен­ность, мотивация и личностный выбор учащихся выступают предпосылкой для успешной реализа­ции электронного обучения. В целях содействия эффективности систем электронного обучения, авторы предлагают несколько рекомендаций, име­ющих актуальное значение для исследователей и практиков. Авторы поднимают вопросы о том, как интегрировать теорию самодетерминации, которая постулирует взаимосвязь между моти­вацией и потребностью человека в автономии, в структуру онлайн-курсов. Авторы отмечают, что развитие мотивации учиться может приве­сти ко многим академическим и социально-эмо­циональным улучшениям среди учащихся. Чтобы понять, как вовлеченность учащихся применяет­ся в дистанционном образовании, необходимо сна­чала определить, как интерпретируют для себя вовлеченность онлайн-обучающиеся. В этом каче­ственном исследовании были опрошены двадцать восемь аспирантов, что позволило авторам полу­чить представление самих учащихся об участии в онлайн-курсах, необходимом для программ дис­танционного образования. Используя конструкти­вистский подход, авторами было выявлено, как онлайн-учащиеся определяют собственное участие в онлайн-среде обучения. С помощью проведенного исследования было установлено, что аспиранты определяют себя на онлайн-курсах посредством итоговых работ, общения с преподавателем и со­курсниками. Помимо этого, онлайн-обучающиеся преимущественно отмечают следующие стиму­лирующие факторы в онлайн-курсах: видеолекции и дискуссионные площадки. Исследование также выявило определенные мотивации и проблему, свя­занную с онлайн-обучением, которая определяет­ся нежеланием аспирантов быть вовлеченными в интерактивное обучение. Опыт, которым де­лятся аспиранты, приводит авторов к выводу, что для эффективного обучения онлайн-учащих­ся необходимо интерактивное взаимодействие, с учетом собственных представлений аспирантов о процессах вовлечения. Результаты данного ис­следования подтверждают возможность разви­вать ресурсы для улучшения web-дизайна и обще­ния с онлайн-учащимися на виртуальных учебных площадках. Полученные результаты могут быть применены в различных дисциплинах для внедрения практик, которые направлены на повышение вов­леченности и удовлетворенности учащихся в рам­ках образовательных онлайн-программ.  


Об авторах

Л. С. Яковлева
Сибирский федеральный университет
Россия

Яковлева Лилиана Сергеевна – аспирант кафедры философии, Гуманитарный институт

660041, Красноярск, пр. Свободный, 82А, корпус № 24 (А)



В. И. Кудашов
Сибирский федеральный университет
Россия

Кудашов Вячеслав Иванович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, Гуманитарный институт

660041, Красноярск, пр. Свободный, 82А, корпус № 24 (А)



Список литературы

1. Кудашов В. И. Диалогичность сознания и ее самодетерминирующая роль. Красноярск: КВШ МВД РФ, 1996. 112 с.

2. You J. W., Kang M. The role of academic emotions in the relationship between perceived academic control and self-regulated learning in online learning // Computers & Education. 2014. № 77. Р. 125–133.

3. Kirtman L. Online versus in-class courses: An examination of differences in learning outcomes // Issues in Teacher Education. 2009. № 18 (2). Р. 103–116. URL: http://search.proquest.com/docview/233320851?accountid=27700.

4. Thomson L. D. Beyond the Classroom Walls: Teachers» and Students» Perspectives on How Online Learning Can Meet the Needs of Gifted Students // Journal of Advanced Academics. 2010. № 21 (4), Р. 662–712. URL: http://joa.sagepub.com.pluma.sjfc.edu/content/21/4/662.full.pdf+html

5. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой). Улан-Удэ, 2004. С. 151–154.

6. Черных С. И., Паршиков В. И. Образование как реальность и виртуальность // Философия образования. 2010. № 1 (30). С. 50–55.

7. Могилевкин Е. А., Новгородов А. С. Исследование ведущих мотивов карьерного самоопределения у студентов вуза // Территория новых возможностей: Вестн. ВГУЭС. 2011. № 1. С. 61–78.

8. Khan I. U., Hameed Z., Yu Y., Islam T., Sheikh Z., Khan S. U. Predicting the acceptance of MOOCs in a developing country: Application of task-technology fit model, social motivation, and self-determination theory // Telematics and Informatics, 2017. URL: http://doi.org/10.1016/j.tele.2017.09.009

9. Salmon G., Pechenkina E., Chase A. M., Ross B. Designing massive open online courses to take account of participant motivations and expectations // British Journal of Educational Technology. 2017. № 48 (6). Р. 1284–1294. https://doi.org/10.1111/bjet.12497

10. Downes S. The quality of massive open online courses by Stephen Downes. MOOC Quality Project, 2013. URL: https://web.archive.org/web/20160317102343/http://mooc.efquel.org:80/week-2the-quality-of-massiveopen-online-courses-by-stephen-downes/

11. Margaryan A., Bianco M., Littlejohn A. Instructional quality of Massive Open Online Courses (MOOCs) // Computers & Education. 2015. № 80. Р. 77–83. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2014.08.005

12. Deci E. L., Ryan R. M. (2010). Self-determination // I. B. Weiner, W. E. Craighead. Corsini encyclopedia of psychology. London: John Wiley & Sons, 2010. Р. 1–2.

13. Deci E. L., Ryan R. M. The «what» and «why» of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior // Psychological Inquiry. 2000. № 11. P. 319–338.

14. Deci E. L., Ryan R. M. Optimizing students» motivation in the era of testing and pressure: A selfdetermination theory perspective // C. W. Liu, K. J. C. Wang, M. R. Ryan. Building autonomous learners: Perspectives from research and practice using self-determination theory, 2016. Р. 9–29.

15. Семенова Ю. Е. Потребность в автономии как фактор мотивации персонала // Инновационная наука Международный научный журнал. 2017. № 4. С. 184–186.

16. Львов Л. В. Роль умений в достижении профессиональной компетентности будущих специалистов // Образование и наука. 2004. № 5. С. 104–105.

17. La Guardia J. G., Patrick H. Self-determination theory as a fundamental theory of close relationships // Canadian Psychology / Psychologie canadienne. 2008. № 49 (3). Р. 201–209. DOI: https://doi.org/10.1037/a0012760

18. Amabile T. M., DeJong W., Lepper M. R. Effects of externally imposed deadlines on subsequentintrinsic motivation // Journal of Personality and Social Psychology. 1976. № 34 (1). Р. 92–98. DOI: https://doi.org/10.1037/0022–3514.34.1.92


Дополнительные файлы

Для цитирования: Яковлева Л.С., Кудашов В.И. Роль самодетерминации личности в онлайн-образовании. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(4):3215-3223. https://doi.org/10.15372/PEMW20190409

For citation: Yakovleva L.S., Kudashov V.I. The role of person self-determination in online education. Professional education in the modern world. 2019;9(4):3215-3223. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190409

Просмотров: 92

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)