Инверсии и превращённые формы образовательной деятельности


https://doi.org/10.15372/PEMW20190407

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматриваются и со­поставляются два когнитивных конструкта – «превращенные формы» и «инверсивные от­ношения» – применительно к образовательной деятельности. Под инверсиями понимается фор­ма отношений в иерархических системах, при ко­торой низший иерархический элемент приоб­ретает главенствующее значение, оставаясь при этом на прежней подчиненной позиции. Ранее превращенные формы трактовались как резуль­тат некоторого свершившегося преобразования. В данном исследовании превращенные формы представлены как результат инверсии. Суще­ствует множество примеров, на которых может быть продемонстрировано родство понятий «превращенные формы» и «инверсии». В превра­щенной форме можно, как правило, распознать исходную форму, существовавшую до превраще­ния. Особое значение приобретают превращен­ные формы в образовании. Так, во многих случаях возникают превращенные формы образователь­ной деятельности, причем как со стороны обуча­ющихся, так и со стороны преподавателей. На­пример, превращенной формой образовательной деятельности со стороны обучающихся стано­вится зубрежка. Она возникает в результате ин­версии, когда в образовательной деятельности на первое место ставятся результаты педагоги­ческого контроля. При данной инверсии учебный процесс приносится в жертву контролю. Обуче­ние происходит не для будущей профессиональ­ной деятельности, а для сдачи экзамена. Учеб­ная деятельность приобретает превращенный характер и в том случае, когда в деятельности обучающегося на первый план выходит не дости­жение цели, а эмоции, вызванные процессом об­ учения. В результате возникает академическая прокрастинация. Учебная деятельность (или лю­бая другая целенаправленная деятельность) и здесь переходит в свою превращенную форму – времяпровождение. Наконец, превращенная фор­ма образовательной деятельности порождает­ся инверсией целей со стороны контролирующих инстанций. В итоге деятельность преподавате­ля заключается не в подготовке обучающихся, а в выполнении требований при аккредитации об­разовательного учреждения.  


Об авторе

Д. А. Севостьянов
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Севостьянов Дмитрий Анатольевич – кандидат ме­дицинских наук, доцент кафедры кадровой политики и управления персоналом

630039, г. Новосибирск, ул. Добролю­бова, 160



Список литературы

1. Севостьянов Д. А. Противоречие и инверсия. Новосибирск: ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2015. 245 с.

2. Van der Meer J. M. Order [Электронный ресурс]. URL: http://www.encyclopedia.com/topic/Order.aspx (дата обращения 29.01.2019).

3. Аксеновская Л. Н., Базаров Т.Ю. Управление организационной культурой // Российский психологический журнал. 2008. № 2. С. 9–17.

4. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, Республика, 1999. 392 с.

5. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993. 316 с.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 26, Ч. III. М.: ИПЛ, 1964. С. 471–568.

7. Мамардашвили М. К. Превращенные формы (О необходимости иррациональных выражений) // Как я понимаю философию. М.: Проогресс, 1992. С. 269–282.

8. Лангштейн М. С. Превращенные формы в политической экономии: вопросы методологии [Электронный ресурс]. URL: http://marklangstein.narod.ru/LaTransf.doc (дата обращения 28.01.2019).

9. Батищев Г. С. Противоречие как категория диалектической логики. М.: Высшая школа, 1963. 120 с.

10. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв.: трактаты, статьи, эссе. М.: МГУ, 1987. С. 387–422.

11. Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М.: Восточная литература РАН, 2001. 142 с.

12. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. М.: Гнозио, 1994. 521 с.

13. Rorty R. M., ed. The Linguistic turn: essays in philosophical method. Chicago: The University of Chicago Press, 1992. 407 p.

14. Завершнева Е. Ю. Превращенные формы в теории архетипов К. Г. Юнга [Электронный ресурс]. URL: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/996/996070.htm (дата обращения 29.01.2019).

15. Соломко З. В. Социальное государство как превращенная форма // Россия: путь к социальному государству: материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). М.: Научный эксперт, 2008. С. 329–339.

16. Севостьянов Д. А. Инверсивный анализ в управлении. Новосибирск: ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2016. 287 с.

17. Черных С. И., Паршиков В. И. «Паралич анализом» или осмысленное образование // Профес-сиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 4. С. 2148–2159.

18. Богдан Н. Н., Бушуева И. П. Формирование компетенций профессионального развития при подготовке бакалавров государственного и муниципального управления // Высшее образование сегодня. 2013. № 11. С. 14–21.

19. Севостьянов Д. А. Безродная Г. В., Чельцов М. В. Педагогический контроль: инверсия целей и средств // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 31–37.

20. Гурина Р. В. Управленческие эксперименты с содержанием образования: телега впереди лошади // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 1. С. 1610–1617.

21. Глассер У. Школы без неудачников. М.: Прогресс, 1991. 184 с.

22. Барабанщикова В. В., Марусанова Г. И. Перспективы исследования феномена прокрастинации в профессиональной деятельности // Национальный психологический журнал. 2015. № 4 (20). С. 130–140.

23. Bendicho P. F. et al. Effect on Academic Procrastination after Introducing Augmented Reality // EURASIA Journal of Mathematics Science and Technology Education. 2017. No. 13 (2). P. 319–330.

24. Steel P. The Nature of Procrastination: A Meta-Analytic and Theoretical Review of Quintessential Self-Regulatory Failure // Psychological Bulletin. 2007. Vol. 133, No. 1. P. 65–94.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Севостьянов Д.А. Инверсии и превращённые формы образовательной деятельности. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(4):3195-3204. https://doi.org/10.15372/PEMW20190407

For citation: Sevostyanov D.A. Inversion and converted forms of educational activities. Professional education in the modern world. 2019;9(4):3195-3204. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190407

Просмотров: 48

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)