Социальная инженерия в сфере профессионального образования


https://doi.org/10.15372/PEMW20190402

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматривается социоин­женерная деятельность, выявлены цель, объект, субъект и механизм осуществления социальной инженерии. Показано, что социальная инженерия представляет собой многоаспектную деятель­ность, направленную на сохранение и воспроизводство целостности систем или их целенаправ­ленную трансформацию. Рассмотрены основные направления социальной инженерии (социоинже­нерные исследования, проектно-конструкторская, организационно-технологическая и консульта­тивно-управленческая деятельность), и соответ­ствующие им профессиональные квалификации (социальный аналитик, специалист по социально­му конструированию, социальный технолог и кон­сультант по управлению). Выявлено, что в Рос­сии профессиональных стандартов в этой сфере не сформировано, отсутствуют (в чистом виде) и направления профессиональной подготовки, а потому возможно внедрение социальной инже­нерии лишь в части специализаций и профилей по родственным направлениям профессиональ­ного образования. Отмечено, что новые феде­ральные государственные стандарты высшего образования расширяют границы внедрения со­циальной инженерии в образовательный процесс, представленные в них требования к формирова­нию универсальных и общепрофессиональных ком­петенций соответствуют основным направлени­ям социоинженерной деятельности. Установлено, что важным элементом профессиональной подго­товки в области социальной инженерии выступа­ет работа над социальными проектами как специ­фический вид междисциплинарной деятельности, направленный на предупреждение, минимизацию или полное разрешение конкретных социальных проблем. Показано, что спектр социально значи­мых проектов достаточно широк: от научно-об­разовательных до культурно-воспитательных и благотворительных. Доказано, что умение пла­нировать, организовывать и реализовывать со­циальные проекты – необходимая составляющая профессионального образования социальных ана­литиков, конструкторов, технологов и консуль­тантов. В качестве примера описаны результаты деятельности по формированию модели социоин­женерной подготовки в рамках образовательных профилей, реализуемых в институте социально­го инжиниринга ФГБОУ ВО «Сибирский государ­ственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева».


Об авторе

С. Ю. Пискорская
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Россия

Пискорская Светлана Юрьевна – доктор философ­ских наук, доцент, директор института социального инжиниринга

660 037, г. Красноярск, пр. им. газ. «Красно­ярский рабочий», 31



Список литературы

1. Дятченко Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Белгород, 1993. 343 с.

2. Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996. 196 с.

3. Skarzauskiene A., Tamosiunaite R., Zaleniene I. Defining social technologies // Conference Paper (PDF Available), 2013. [Электронный ресурс]. URL:https://www.researchgate.net/publication/267394392_Defining_social_technologies (дата обращения 25.07.2019).

4. Mitnick K., Simon W. L. The Art of Deception: Controlling the Human Element of Security. – Wiley Books, 2003. [Электронный ресурс]. URL: https://sbisc.ut.ac.ir/wp-content/uploads/2015/10/mitnick.pdf (дата обращения 25.07.2019).

5. Кузнецов М. В., Симдянов И. В. Социальная инженерия и социальные хакеры. СПб.: БХВ-Петербург, 2007. 368 с.

6. Hauser P. M. Social Science and Social Engineering // Philosophy of Science. 1949. Vol. 16, No. 3. P. 209–218. URL: https://www.jstor.org/stable/185516 (дата обращения 24.07.2019).

7. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2 х томах. М., 1992. 448 с.

8. Carlson B. Social engineering, 1899–1999: An Odyssey through the New York Nimes // American Studies in Scandinavia. 2005. № 37 (1). P. 69–94.

9. Борисова Е. Р. Социально-философские основания стратегии управления качеством образования в вузе [Электронный ресурс]. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/5/borisova.pdf (дата обращения 22.07.2019).

10. Агафонова Е. В. Философские аспекты образования: университет и смена образовательных стратегий // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360. С. 24–30.

11. Кязимов К. Г. Взаимодействие учреждений образования с субъектами рынка труда // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2421–2432.

12. Алдошина М. И. Инновационные практики формирования предпринимательских компетенций в опорном университете // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2484–2492.

13. Knyazev N. A., Buyankina R. G., Zukov R. A., Piskorskaya S. Yu. Social Paradigm Of Russian Flagship Universities // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Volume L (50). P. 592–600.

14. Нетесов С. В. Формирование нового типа профессионала – задача инновационного общества // Инновационный человек и инновационное общество / под ред. В. И. Супруна. Н.: Тренды, 2012. С. 298–308.

15. Веселов В. А. Социальная инженерия: сущность и парадигмальная методология: автореф. дисс. … канд. философ. наук. М., 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/sotsialnaya-inzheneriya-suschnost-i-paradigmalnaya-metodologiya#ixzz5ugAhWNcn (дата обращения 22.07.2019).

16. Резник Ю. М. Социальная инженерия: предметная область и границы применения // Социологические исследования. 1994. № 2. С. 87–96.

17. Резник Ю. М. Социальная инженерия как профессия // Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 318, № 6. С. 124–130.

18. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.

19. Pohoryles R., Tommasi D. Innovation: society, research, technology, innovation // The European Journal of Social Science Research. 2017. Vol. 30, no. 4. P. 385–387. [Электронный ресурс]. URL: https://www.innovation.tuberlin.de/fileadmin/i62_ifsgktypo3/en_TUTS_WP_4_2011_FINAL.pdf (дата обращения 21.07.2018)

20. Katarzyna Zak. The knowledge economy – the diagnosis of its condition in selected countries // Studia Ekonomiczne / Uniwersytet Ekonomiczny w Katowicach. 2016. № 271. Р. 176–188.

21. Соловьев В. П. Социальные функции инновационной личности // Инновационный человек и инновационное общество / под ред. В. И. Супруна. – Н.: Тренды, 2012. С. 151–162.

22. Профессиональные объединения (ассоциации) консультантов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.priormanage.ru/ctns-805–1.html (дата обращения 30.07.2019).

23. Управленческий консалтинг: задачи, методы и этапы оказания услуги. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/guide/upravlencheskii-konsalting.html (дата обращения 31.07.2019).

24. Плотников М. В. Социальные технологии менеджмента. Hi-tech в управлении: модели, методы, практики. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. 148 с.

25. Ачкасова В. А., Володина Л. В. Связи с общественностью как социальная инженерия. М.: Юрайт, 2017. 344 с.

26. Российский государственный социальный университет [Электронный ресурс]. URL: https://rgsu.net/about/faculties/ (дата обращения 31.07.2019).

27. Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). [Электронный ресурс]. URL: https://kosygin-rgu.ru/institutes/isi/index.aspx (дата обращения 31.07.2019).

28. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/420301_B_3_30062017.pdf (дата обращения 30.07.2019)

29. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/390302_B_3_07032018.pdf (дата обращения 30.07.2019)

30. Пискорская С. Ю. Философия инновационного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8 № 3. С. 2024–2031.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Пискорская С.Ю. Социальная инженерия в сфере профессионального образования. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(4):3158-3166. https://doi.org/10.15372/PEMW20190402

For citation: Piskorskaya S.Y. Social engineering in the field of vocational education. Professional education in the modern world. 2019;9(4):3158-3166. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190402

Просмотров: 35

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)