Стимулирование и его структура: проблема педагогического стимулирования формирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности


https://doi.org/10.15372/PEMW20200211

Полный текст:


Аннотация

В статье на основании последовательного изучения научных источников рассмотрено педагогическое стимулирование и его структура при формировании готовности будущих юристов к правотворческой деятельности. Авторы приводят мнения ученых и практиков по данному вопросу, анализируют его актуальность. Изучены виды стимулирования, к которым относится ценностное, педагогическое, психологическое, моральное, материальное, активное и пассивное стимулирование, прямое или опосредованное. Оно направлено на стимуляцию, например, психических познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания и т.д.), совершения определенных действий или освоения заданной информации, отработки практических заданий. Подробно рассмотрена структура готовности к правотворческой деятельности, которую необходимо сформировать у будущих юристов в процессе обучения в образовательной организации высшего образования. Отмечено, что педагогическое стимулирование происходит в определенных условиях (педагогические условия: использование в образовательном процессе педагогической технологии знаково-контекстного обучения; конструирование модулей решения типовых профессиональных правотворческих задач; уточнение программы и направленности войсковой стажировки и юридической практики на решение типовых профессиональных правотворческих задач; создание педагогического сопровождения стимулирования формирования готовности к правотворческой деятельности), (психологические условия: стимулирование мотивации субъектов образовательной деятельности на формирование готовности к правотворческой деятельности; выявление психолого-педагогических особенностей стимулирования готовности студентов к правотворческой деятельности; комплексная диагностика психической готовности к правотворческой деятельности). Готовность будущих юристов к правотворческой деятельности предстает перед нами изоморфной самой правотворческой деятельности, однако при этом имеет свое специфическое эмоционально-коммуникативное и ценностно-смысловое содержание, обусловленное с одной стороны уровнем функционально-психомоторной готовности к решению правотворческих задач и соответствующим уровнем интеллектуально-творческих устремлений, основанных не только на кумулятивно накопленных знаниях и опыте, но и ценностном отношении к будущей профессии, с другой стороны она обусловлена эмоционально-волевым взаимодействием и коммуникацией одних субъектов носителей готовности к правотворческой деятельности с другими.


Об авторах

Л. Ю. Наумова
Общество с ограниченной ответственностью «ТД Мироград»
Россия

Наумова Людмила Юрьевна - начальник юридического отдела.

630024, Новосибирск, ул. Мира, д. 62



П. Ю. Наумов
Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации Балашиха
Россия

Наумов Петр Юрьевич - кандидат педагогических наук, старший офицер отделения правового обеспечения.

630024, Московская обл., Балашиха, Вишняковское шоссе, владение 101



С. Н. Сорокоумова
Российский государственный социальный университет Москва
Россия

Светлана Николаевна Сорокоумова - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей, возрастной и клинической психологии.

129 226, Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1


Список литературы

1. Агафонова Е. А. Педагогическое стимулирование: практический опыт с целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов в вузе / Е. А. Агафонова // Региональный опорный вуз в рамках программы развития образования: миссия, функции и перспективы: сборник статей. 2017. С. 148-154.

2. Бабанский Ю. К. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. 478 с.

3. Богуславский М. В. Идея стимулирования радости познания у школьников в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского: автореф. дис кандидата педагогических наук / НИИ общей педагогики Академии педагогических наук СССР. Москва, 1986. 18 с.

4. Гордин Л. Ю. Теория и практика педагогического стимулирования: дисс. ... доктора педагогических наук. М., 1979. 385 с.

5. Дмитриева Е. Е., Суворова О. В., Егорова П. А., Мухина Т. Г., Сорокоумова С. Н. Психологическое исследование коммуникативной толерантности у студентов высшей педагогической школы // Язык и культура. 2019. № 45. С. 161-172.

6. Калмыков С. Г., Асербеков О. У. Педагогическое стимулирование лидерских качеств студентов // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза: сборник статей Межвузовской научно-практической конференции / под общ. ред. О. М. Поповой, 2017. С. 60-62.

7. Kulavsky I. V. For the relevance of pedagogical stimulation technical creativity of pupils of teenageage // Евсевьевские чтения. Серия: Педагогические науки: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых. 2016. С. 81-85.

8. Mokin B., Marymonchyk Yu. Methodological basis of the material incentives of the efficient activity of the university staff in training scientific and pedagogical personnel and creating qualitative scientific materials // Вюник Вшницького полггехшчного шституту. 2004. №2 (53). С. 26-31.

9. Наурызбаева Р. Н. Педагогическое стимулирование художественно-творческой деятельности учащихся в условиях эвристического обучения // Сибирский педагогический журнал. 2007. №6. С. 218-230.

10. Наумов П. Ю., Дьячков А. А. Снова к природе познания: проблема организации и самоорганизации познавательной деятельности военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: сборник научных статей IX Межвузовской научно-практической конференции с международным участием: в 3-х частях / под общ. ред. С. А. Куценко. 2018. С. 162-167.

11. Наумова Л. Ю., Сорокоумова С. Н., Наумов П. Ю. Комплекс психолого-педагогических условий стимулирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности // Инновационная наука. 2019. № 11. С. 149-151.

12. Наумова Л. Ю., Наумов П. Ю., Сорокоумова С. Н. Структура педагогического стимулирования формирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности // Научный альманах. 2019.№ 10-1 (60). С. 169-172.

13. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2005. 448 с.

14. Лихачев Б. Т. Философия воспитания: специальный курс. М.: ВЛАДОС, 2010. 334 с.

15. Платонов К. К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. 216 с.

16. Поликарпова Н. В. Проблема педагогического стимулирования в психолого-педагогической ретроспективе // Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 219-224.

17. Пряникова В. Г. Становление и развитие концепции педагогического стимулирования в теории советской педагогики: дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 1993. 434 с.

18. Равкин З. И. Стимулирование как педагогический процесс (основы общей теории) // Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследования истории советской школы: сб. ст. / под ред. З. И. Равкина. Йошкар-Ола: Марийский гос. пед. ин-т, 1972. 292 с.

19. Сабирова Г. Б. Педагогическое стимулирование как один из важных факторов мотивации успешности в детской школе искусств // Дополнительное профессиональное образование как стратегический ресурс развития культуры регионов: материалы III Международной научно-практической конференции. 2017. С. 265-269.

20. Сманцер А. П. Педагогические основы стимулирования творческого саморазвития будущего педагога в процессе обучения в вузе // Весшк БДУ. Серыя 4, Фшалопя. Журналютыка. Педагопка. 2007. №3. С. 113-118.

21. Tkachenko O. G. The problem of stimulating pedagogical teaching and learning of students in a creative heritage of philosophers of Antiquity // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2011. №8. С. 94-96.

22. Улитина Т. И. Педагогическое стимулирование технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций: автореф. дис.. канд. пед. наук / Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. Челябинск, 2016. 22 с.

23. Шаров Ю. В. О сущности, специфике и классификации духовных потребностей // Сов. педагогика. 1970. № 10. С. 63-74.

24. Шаталова И. Е., Резенькова О. В. Педагогические условия по стимулированию самостоятельной работы студентов в области физической культуры // Современные тенденции в научной деятельности: Сборник материалов XXVII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 363-364.

25. Юрцев И. В. Педагогическое стимулирование курсантов к преодолению трудностей во взаимодействии с социальными институтами // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 10. С. 188-192.

26. Юй В., Ван Ч. Педагогические методы стимулирования интереса студентов при обучении Русскому языку в китайской аудитории // Педагогические науки. 2015. №3 (72). С. 53-56.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Наумова Л.Ю., Наумов П.Ю., Сорокоумова С.Н. Стимулирование и его структура: проблема педагогического стимулирования формирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(2):3736-3745. https://doi.org/10.15372/PEMW20200211

For citation: ., ., . . Professional education in the modern world. 2020;10(2):3736-3745. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20200211

Просмотров: 32

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)