Концептуальные подходы к обеспечению качества подготовки кадров


https://doi.org/10.15372/PEMW20190316

Полный текст:




Аннотация

С концептуальных позиций рассмотрены исторические тенденции развития, современные проблемы и перспективы обеспечения качества подготовки кадров с учетом положений концепций менеджмента организации и управления качеством. Впервые систематизированы концептуальные подходы к обеспечению качества подготовки кадров и показано, что они могут быть описаны следующими этапами развития: в 1900‑е гг. – концепцией контроля качества подготовки кадров по принятым стандартам; в 1910‑е гг. – концепцией учета вариабельности характеристик качества подготовки кадров при поточном процессе обучения; в 1920‑е гг. – концепцией, основанной на масштабном использовании статистических методов контроля качества; в 1930‑е гг. – концепцией обеспечения надежности знаний, умений и навыков, гарантирующих способность обучаемых сохранять их в установленных пределах в заданных временных интервалах; в 1940‑е гг. – концепцией, основанной на учете в системе подготовке кадров лучшего практического опыта предыдущих периодов обучения; в 1950‑е гг. – концепцией активного использования при управлении процессами подготовки кадров инструментов качества; в 1960‑е гг. – концепцией качества под- готовки кадров, базирующейся на методологиях управления качеством TQC и CWQC с учетом концепции поведенческого подхода; в 1970‑е гг. – концепцией качества подготовки кадров, базирующейся на методологии TQM; в 1980‑е гг. – использованием в качестве основы концепции культуры управления и системы универсального менеджмента качества (UQM); в 1990‑е гг. – концепцией управления качеством подготовки кадров, основанная на инновациях и концепции менеджмента на основе качества (QMC); в 2000‑е гг. – концепцией управления качеством подготовки кадров, базирующейся на концепции управления по целям; в 2010‑е гг. – концепцией управления качеством подготовки кадров, основанной на активном внедрении информационных технологий; в 2020‑е гг. – концепцией управления качеством на базе комбинаторных технологий.

Об авторах

А. В. Тебекин
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России
Россия
Тебекин Алексей Васильевич – доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента Одинцовского филиала, Российская Федерация, 143007, Московская область, г. Одинцово, ул. Ново-Cпортивная, д. 3


А. В. Хорева
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России
Россия
Хорева Анна Вячеславовна – старший преподаватель кафедры менеджмента Одинцовского филиала, Российская Федерация, 143 007, Московская область, г. Одинцово, ул. Ново-Cпортивная, д. 3


Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

2. Леденева И. Н. Метод оценки качества подготовки кадров в системе профессионального образования // Креативная экономика. 2010. № 2. С. 96–101.

3. Степанова И. Ю. Обеспечение качества профессиональной подготовки педагогических кадров в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 12. С. 35–44.

4. Качество профессиональной подготовки специалистов в колледже: теория и опыт реализации: коллективная монография / под общ. ред. М. А. Емельяновой. М.: ВЛАДОС, 2012. 200 с.

5. Урукова А. Г. Совершенствование качества подготовки квалифицированных кадров с учетом реальных потребностей экономики на зарубежном опыте. URL: https://nsportal.ru/npospo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/04/25/sovershenstvovanie-kachestva-podgotovki

6. Далингер В. А. Проблемы повышения качества подготовки инженерных кадров // Фундаментальные исследования. 2005. № 9. С. 55–56.

7. Кобозев А. А., Мотин В. В. Повышение качества профессионального образования в системе правоохранительных органов. // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 4. С. 192–207.

8. Покушалова Л. В. Проблема качества подготовки современного специалиста. // Молодой ученый. 2011. № 2, Т. 2. С. 107–109.

9. Кузнецова М. С. Проблемы качества рабочей силы, подготовки, формирования профессиональных компетенций, переподготовки и повышения квалификации кадров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 7 (июль). С. 66–70.

10. Петров В., Столбов В., Гитман М. Критерии оценки качества подготовки кадров высшей квалификации // Высшее образование в России. 2008. № 8. С. 13–19.

11. Жданова Л. В. Качество подготовки научных кадров // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). Пермь: Меркурий, 2013. С. 138–141.

12. Тебекин А. В. Эволюция концепций менеджмента организации // Актуальные проблемы развития экономики в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции. 2018. № 140. С. 423–429.

13. Тебекин А. В. Управление качеством. 2-е изд., пер. и доп. М.: Юрайт, 2017. Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс.

14. Тебекин А. В. Теория менеджмента: учебник. М.: Кнорус, 2016. 696 с.

15. Тебекин А. В. Теория управления: учебник. М.: Кнорус, 2017. 342 с.

16. Тебекин А. В. Стратегический менеджмент: учебник. 2-е изд., пер. и доп. М., 2017. Сер. 68 Профессиональное образование.

17. Сапрыкин Д. Л. «Образовательный потенциал Российской Империи». М.: ИИЕТ РАН, 2009.

18. Тебекин А. В., Денисова И. В., Тебекин П. А. История развития менеджмента в 1910-е годы // Журнал исторических исследований. 2018. Т. 3, № 3. С. 15–23.

19. Тебекин А. В., Тебекин П. А., Тебекина А. А. Сравнительная характеристика прикладных направлений менеджмента в 1920-е годы и 2020-е годы и ее значение для развития современной экономики // Транспортное дело России. 2018. № 5. С. 90–92.

20. Тебекин А. В. Роль школы административного (классического) управления в развитии современного менеджмента // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2018. № 2. С. 169–177.

21. Fayol H. Administration industrielle et generale. Paris: – Dunod et Pinat, 1917. 174 p.

22. Тебекин А. В., Тебекин П. А., Тебекина А. А. Значение опыта развития менеджмента на основе концепции административного управления для современного этапа развития экономики // Журнал экономических исследований. 2018. Т. 4, № 7. С. 12–30.

23. Острейковский В. А. Теория надёжности. М.: Высшая школа, 2003. 463 с.

24. Красовский Г. И., Филаретов Г. Ф. Планирование эксперимента. Минск: Изд-во БГУ, 1982. 302 с.

25. Shewhart W. A. Statistical method from the viewpoint of quality control. Washington, The Graduate School, the Department of Agriculture, 1939. P. 155.

26. Тебекин А. В. Концепция системного подхода к управлению как базовая основа для развития современного менеджмента // Стратегии бизнеса. 2018. № 8 (52). С. 12–16.

27. Тебекин А. В. Основы управления качеством продукции (Менеджмент качества). М., 1999.

28. Тебекин А. В. Методы принятия управленческих решений: учебник. М., 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс.

29. Развертывание функции качества (QFD): Методические указания / Самарский государственный аэрокосмический университет / сост. Ю. А. Вашуков, А. Я. Дмитриев, Т. А. Митрошкина. Самара, 2009. 54 с.

30. Годлевский В. Е., Дмитриев А. Я., Юнак Г. Л. Применение метода анализа видов, причин и последствий потенциальных несоответствий (FMEA) на различных этапах жизненного цикла автомобильной продукции / под ред. В. Я. Кокотова. Самара: Перспектива, 2002. 160 с.

31. Тебекин А. В. Анализ влияния школы научного управления на развитие менеджмента: многоаспектный подход // Стратегии бизнеса. 2019. № 1 (57). С. 13–23.

32. Слуцкий Б. А. Физики и лирики // Собрание сочинений в 3 т. М.: Художественная литература, 1991. Т. 1. С. 351–542.

33. Тебекин А. В., Конотопов М. В. Мировая энергетическая безопасность. кризис или стабильность? // Инновации и инвестиции. 2007. № 2. С. 3–11.

34. ГОСТ Р ИСО 9001:2008. Система менеджмента качества. Требования. С. 5.

35. Тебекин А. В. Менеджмент: учебник. М., 2015. Сер. Бакалавриат.

36. Стратегическое управление инновационной деятельностью: анализ, планирование, моделирование, принятия решений, организация, оценка: монография / Анисимов В. Г., Анисимов Е. Г., Гапов М. Р., Родионова Е. С., Сауренко Т. Н., Силкина Г. Ю., Тебекин А. В.; под ред. проф. А. В. Тебекина. Санкт-Петербург, 2017.

37. Тебекин А. В. Управление персоналом: учебное пособие. М., 2017. Сер. 68 Профессиональное образование.

38. Тебекин А. В. Современные подходы к обеспечению качества подготовки кадров // Актуальные проблемы формирования кадрового потенциала для инновационного развития АПК: материалы конференции. Минск, 2018. С. 34–39.

39. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266–1 «Об образовании». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/

40. Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. 2-е изд. доп. М.: Мариос, 2011. 456 с.

41. Деркач A. M. Компетентностный подход в среднем профессиональном образовании: риски подготовки некомпетентного специалиста // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 217–230.

42. Федеральный государственный образовательный стандарт (Россия). URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Федеральный_государственный_образовательный_стандарт_ (Россия) #cite_note-2

43. Drucker P. F. The Practice of Management, 1954.

44. Тебекин А. В., Касаев Б. С. Менеджмент организации: учебник / А. В. Тебекин, Б. С. Касаев. 4-е изд. М., 2015.

45. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

46. Майер-Шенбергер В., Кукьер К. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живём, работаем и мыслим. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2014. 240 с.

47. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

48. Тебекин А. В. Формирование концепции управления (менеджмента) 2020‑х годов // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2018. № 1 (30). С. 64–68.

49. Тебекин А. В. Анализ процессов инновационного развития образовательных платформ в системе непрерывного образования // Инновации. 2014. № 5 (187). С. 68–72.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Тебекин А.В., Хорева А.В. Концептуальные подходы к обеспечению качества подготовки кадров. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(3):3036-3053. https://doi.org/10.15372/PEMW20190316

For citation: Tebekin, A.V., Khoreva A.V. Conceptual approaches to ensuring quality of training. Professional education in the modern world. 2019;9(3):3036-3053. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190316

Просмотров: 539

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)