Ролевые факторы как педагогическая инновация межличностного взаимодействия курсантов


https://doi.org/10.15372/PEMW20190315

Полный текст:


Аннотация

В статье анализируется проблема ролевой структуры курсантов, актуальность которой обусловлена реформами в системе высшего военного образования, усложнения учебных программ и повышения требований к подготовке командиров подразделений. Отмечается, что в процессе межличностного взаимодействия в воинском коллективе, предполагается исполнение определенных ролей. Предлагается новый способ диагностики ролевых моделей курсантов как участников педагогического процесса, посредством инновационной методики «Калейдоскоп», включающей 10 основных ролей, относящихся к мезоуровню. Рассматривается дифференциация ролей по трем критериям: активность-пассивность, индивидуалистичность-социальность и спонтанность-традиционность. Целью статьи выступает раскрытие особенностей ролевой структуры курсантов, как субъектов педагогического процесса в контексте межличностного взаимодействия. Получена трехфакторная структура, объясняющая более 67,36 % общей изменчивости, состоящая из морально- эмоционального аспекта ролевого поведения военнослужащего в профессиональной деятельности, ролевые профессионально значимые качества защитника отечества и экспрессивно-творческий потенциал в реализации ролевого поведения в процессе педагогического процесса. Определяется, что выделенные ролевые факторы отражают противоречивое единство и включают с одной стороны роли подчинения нормативам и уставу воинского сообщества, а с другой стороны роли, реализующие ожидания защитника отечества, победителя, героя, а также роли руководителя. Делается вывод, что учет ролевых факторов, выступающих на уровне личности как содержательно-информационные образования, вносит новые изменения в интеракции участников педагогического процесса в военном вузе. Кроме того, отмечается, что в ролевых интеракциях реализуется условия перепрограммирования ролевого профиля участников педагогического взаимодействия, что способствует выход из индивидуального пространства в мета-пространство.


Об авторах

С. Б. Перевозкин
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия
Перевозкин Сергей Борисович – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии, Российская Федерация, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28


Ю. М. Перевозкина
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия
Перевозкина Юлия Михайловна – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической и специальной психологии, Российская
Федерация, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28


Список литературы

1. Mead G. H. The Social Self // Psychiatry. Interpersonal and Biological Processes. 1978. № 2 (41). P. 178–182. DOI: 10.1080/00332747.1978.11023971

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М.: Фаир-Пресс, 2000. 480 с.

3. Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Издательство Московского Университета, 1984. С. 61–81.

4. Newcomb Т. М. An Approach to the Study of Communicative Acts // Psychological Review. 1953. № 6 (60). P. 393–404.

5. Леонтьев А. А. Психология общения. М. Смысл; Академия, 2007. 368 с.

6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 350 с.

7. Чеботникова Т. А. Социальная роль и речевое поведение личности: инвариант и варианты // СИСП. 2011. № 4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19263342 (дата обращения: 01.10.2018).

8. Gilson T. A., Latimer M., Lochbaum M. Post-LDAC Reflections of ROTC Cadets: Relationship to Leadership and Performance // Journal of Applied Sport Psychology. 2015. № 2 (27). P. 235–248. DOI: 10.1080/10413200.2014.982306

9. Goffman E. On Face-Work. An Analysis of Ritual Elements in Social Interaction // Psychiatry Interpersonal and Biological Processes. 1955. № 3 (18) P. 213–231. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00332747.1955.11023008

10. Johnson S. K., Buckingham M. H., Morris S. L. at al. Adolescents» Character Role Models: Exploring Who Young People Look Up to as Examples of How to Be a Good Person // Research in Human Development. 2016. No. 2. (13). P. 126–141. DOI: https://doi.org/10.1080/15427609.2016.1164552

11. Van Mens-Verhulst J., Woertman L., Radtke L. Faculty women as models for women students: how context matters // Studies in Higher Education. 2015. № 7 (40). P. 1164–1178. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2013.865163

12. Gartland C. Student ambassadors: «role-models», learning practices and identities // British Journal of Sociology of Education. 2015. №. 8 (36). P. 119–1211. DOI: 10.1080/01425692.2014.886940

13. Кремень Ф. М., Кремень С. А. Учитель как ролевая модель в профессиональном самоопределении школьников // Журнал педагогических исследований. 2017. № 6. (2). С. 13–21.

14. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002. 364 с.

15. Кон И. С. Социологическая психология. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999. 560 с.

16. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35–52.

17. Гусева Н. В. Профессионально-ролевое самоопределение курсантов вузов МВД России: автореф. дис…. канд. психол. наук. СПб., 2007. 21 с.

18. Перевозкина Ю. М. Импазо-ролевая модель диагностики социализации личности // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 5. С. 126–133.

19. Перевозкина Ю. М., Дмитриева Н. В., Перевозкин С. Б. Импазо-ролевое прогнозирование особенностей социализации в коммуникативной сфере подростков // СМАЛЬТА. 2015. № 4. С. 39–46.

20. Neale M. & Griffin M. A. A Model of Self-Held Work Roles and Role Transitions // Human Performance 2006. № 1 (19). P. 23–41. DOI: http://dx.doi.org/10.1207/s15327043hup1901_2

21. Кармазин Т. И. Социально-психологические особенности ролевого поведения курсантов вузов сухопутных войск в процессе обучения: автореф. дисс…. канд. психол. наук. М., 2004. 23 с.

22. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Мн.: Харвест, 2004. 400 с.

23. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М.: УНЦ ДО, 2005. 222 c.

24. Дружинин В. Н. Очерки экзистенциальной психологии. СПб.: Питер, 2010. 160 с.

25. Bradley J. P., Nicol A. A. M. Predictors of Military Training Performance for Officer Cadets in the Canadian Forces // Military Psychology. 2006. № 3 (18) P. 219–226. DOI: 10.1207/s15327876mp1803_3

26. Wells K. Marching to be somebody: a governmentality analysis of online cadet recruitment // Children's Geographies. 2014. № 3 (12). P. 339–353 DOI: 10.1080/14 733 285.2014.922 680

27. Bartone P. T., Johnsen B. H., Eid J., Brun W., Laberg J. C. Factors Influencing Small-Unit Cohesion in Norwegian Navy Officer Cadets // Military Psychology. 2002. № 14 (1) P. 1–22. DOI: 10.1207/S15327876MP1401_01


Дополнительные файлы

Для цитирования: Перевозкин С.Б., Перевозкина Ю.М. Ролевые факторы как педагогическая инновация межличностного взаимодействия курсантов. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(3):3027-3035. https://doi.org/10.15372/PEMW20190315

For citation: Perevozkin S.B., Perevozkina Y.M. Role factors as a pedagogical innovation of interpersonal interaction of cadets. Professional education in the modern world. 2019;9(3):3027-3035. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190315

Просмотров: 8

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)