Методологические подходы управления качеством высшего образования в ретроспективе социально-экономических преобразований в России


https://doi.org/10.15372/PEMW20190314

Полный текст:


Аннотация

В статье рассмотрены методологические подходы контроля качества высшего образования в разные исторические периоды Советского Союза и Российской Федерации, обусловленные состоянием научно-педагогической мысли, состоянием экономики и направлением государственной политики. Рассмотрено понятие «качество высшего образования» с общественной и экономической точки зрения как социальное благо и образовательная услуга. Показано, что в годы первых пятилеток советской власти контроль качества осуществлялся на личностно-ориентированной педологической основе, затем был признан антинаучным и заменён учётом формализованных показателей: успеваемость, посещаемость, участие в социалистическом соревновании и другие. В послевоенные годы контроль качества был ориентирован на достижение социально значимых для государства результатов. Учёными разрабатывалась национальная система качества образования, квалиметрические показатели и критерии оценки. В постперестроечный период в условиях рыночной экономики, стандартизации образования и подписания Болонского соглашения в российских вузах разрабатывались и внедрялись системы управления качеством, соответствующие международным стандартам. Россия стремилась к конкурентоспособности высшего образования и вхождению в международное образовательное пространство. В статье показано неоднозначное отношение к Болонскому соглашению научной общественности. Обозначены исходные направления развития систем менеджмента качества в вузах России (SWOT анализ, концепция TQM и стандарты ISO 9000:2000). Выделены основные особенности нового международного стандарта качества ISO 21 001:2018. Определено в соответствии с отечественными и зарубежными разработками, что современные системы менеджмента качества должны быть мобильными, постоянно совершенствоваться, учитывать национальные и международные требования, а также основываться на эвалюации процессов качества в организациях. Рассмотрены исторические этапы государственного регулирования качества образования через процедуру лицензирования и аккредитации. Выделены проблемы, а также основные тенденции и перспективы повышения качества высшего образования. Определено качество высшего профессионального образования как гарантия подготовки конкурентоспособных, мобильных и востребованных специалистов.


Об авторе

Н. Р. Круглова
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия
Круглова Надежда Ростиславовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных, сервисных и общетехнических дисциплин, факультет технологии и предпринимательства, Российская Федерация, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, учебный корпус № 3


Список литературы

1. Всесоюзное совещание работников высших учебных заведений в кремле. М.: Высшая школа, 1973.

2. Гуськова М. В. Основы экалюации в управлении качеством образования: монография. М.: ИНФА-М, 2017. 204 с.

3. Давыдов Ю. С. Болонский процесс. Миф или реальность // Высшее образование в России. 2005. № 10. С. 3–11.

4. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23–30.

5. Крашенинников В. В., Круглова Н. Р., Некрасова И. И. Познавательная активность студентов и педагогический мониторинг качества на факультете технологии и предпринимательства: монография. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. 108 с.

6. Круглова Н. Р. Педагогический мониторинг качества подготовки специалиста в высшем учебном заведении: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08. Новосибирск, 2009.

7. Леонов С. А. Формирование общей ресурсной базы и практический опыт в рамках объединения организаций высшего образования в опорные региональные университеты // Качество, инновации, образование. 2018. № 1. С. 33–36.

8. Львова Л. С. Роль гарантии качества в высшем образовании: международный диалог ЮНЕСКО, России, стран Восточной Европы и Центральной Азии // Профессиональное образование. 2018. № 6. С. 19–22.

9. Некоторые аспекты проблемы обеспечения качества образования в высшей школе // Правовые и организационные проблемы развития системы образования Российской Федерации: настоящее и будущее: Стат. и матер. Выст. участ. конф. / под ред. А. А. Ворониной. Екатеринбург: Изд-во Рос. Госуд. профес.-педаг. ун-та, 2006. 216 с.

10. Проблемы современного образования в контексте Болонского процесса // Правовые и организационные проблемы развития системы образования Российской Федерации: настоящее и будущее: Стат. и матер. конф. / отв. ред. А. А. Воронина. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2006. 216 с.

11. Силаева С. С., Семёнов В. П., Звёздова А. Б. Создание системы менеджмента образовательной организации на основе принципов и требований нового международного стандарта ISO 21 001:2018 // Качество, инновации, образование. 2018. № 5. С. 5–10.

12. Смолин О. Н. Стратегия образования – вопрос национальной безопасности // Профессиональное образование. 2018. № 1. С. 6–8.

13. Субетто А. И. Технология сбора и обработки информации в процессе мониторинга качества образования (на федеральном уровне). СПб.; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 49 с.

14. Тюриков А. Г., Ореховская Н. А., Боьшунов А. Я. и др. Современное образование: вызовы, состояние, перспективы // Качество, инновации, образование. 2017. № 11. С. 3–7.

15. Шапоренкова Г. А. Модели управления образовательными системами в контексте современных требований к качеству образования // Вестник ЧПГУ. 2009. № 2. С. 249–257.

16. Ярославцева Н. В. Формирование и развитие системы образовательных услуг в Западной Сибири: монография / Новосиб. гос. ун-т; Новосиб. ин-т мониторинга и развития образования. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2018. 150 с.

17. Matthews W. E. The Missing Element in Higher Education // Journal for Quality & Participation. 1993. Vol. 16 (1). P. 102–108.

18. Sallis E. Total Quality Management in Education. New York: Rutledge Publ., 2009, 182 p.

19. Schargel F. P. Transforming Education through Total Quality Management: A. Practitioner Guide. Princeton Junction, 1994, 197 p.

20. Stevahn L., King J. A., Ghere G., Minnema J. Establishing essential competencies for evaluators // American Journal of Evaluation. 2005. Vol. 26 (1). P. 43–59.

21. Stevahn L., King J. A., Ghere G., Minnema J. Evaluator competencies in university-based evaluation training programs // Canadian Journal of Program Evaluation. 2006. Vol. 20 (1). P. 101–123.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Круглова Н.Р. Методологические подходы управления качеством высшего образования в ретроспективе социально-экономических преобразований в России. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(3):3019-3026. https://doi.org/10.15372/PEMW20190314

For citation: Kruglova N.R. Methodological approaches of quality management of higher education in the retrospective socio-economic transformation in Russia. Professional education in the modern world. 2019;9(3):3019-3026. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190314

Просмотров: 16

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)