Особенности применения предметно-языкового интегрированного обучения в профессиональном образовании (на примере факультета сервиса и туризма)


https://doi.org/10.15372/PEMW20190313

Полный текст:




Аннотация

В статье поднимается вопрос о необходимости преподавания ряда профильных дисциплин на иностранном языке (предметно-языковое интегрированное обучение) для студентов факультета сервиса и туризма. Выпускники бакалавриата и магистратуры направлений «Сервис», «Туризм», «Гостиничное дело» по окончании вуза должны владеть иностранным языком на уровне, достаточном как для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, так и для осуществления деловых коммуникаций в профессиональной деятельности: работа в контактной зоне с потребителем, консультирование, согласование, ведение документации и т. д. В статье приводится опыт ведения курса «Ресторанно-гостиничный сервис» – одной из профильных дисциплин, преподаваемых на факультете сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» на английском языке. Представлен метод проведения лекционных занятий с применением ведения диалога не только в направлении Преподаватель ↔ Студент, но и Студент ↔ Студент, когда обучающиеся становятся активными участниками изложения лекционного материала. При ведении практических занятий использовалось два метода. В основе одного метода лежит предварительная подготовка презентаций по представленным темам подгруппой студентов (по 4–5 человек) с дальнейшим выступлением и обсуждением материала на английском и русском языках. Второй метод ведения практических занятий основан на проблемном обучении с решением кейсов непосредственно на практическом занятии без предварительной подготовки студентов. Cравнительный анализ результатов входящего (начало семестра) и промежуточного (конец семестра) тестирований студентов на предмет владения ими языковой компетенции на основе общеевропейской шкалы (Common European Framework of Reference) и анкетирования студентов показали эффективность преподавания профильных дисциплин на английском языке. Наиболее ярко выраженную динамику языковой компетенции показали студенты экспериментальной группы. В статье представлены перспективы предметно-языкового интегрированного обучения, в том числе с использованием метода «перевернутого класса».


Об авторах

Р. Р. Хадиуллина
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Россия
Хадиуллина Резеда Ринатовна – кандидат педагогических наук, декан факультета сервиса и туризма, 420010, Республика Татарстан, г. Казань, Деревня Универсиады, д. 35, Учебно-лабораторный корпус


А. К. Матасова
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Россия
Матасова Алсу Камилевна – старший преподаватель кафедры сервиса и туризма, 420010, Республика Татарстан, г. Казань, Деревня Универсиады, д. 35, Учебно-лабораторный корпус


А. М. Галимов
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Россия
Галимов Алмаз Мирзанурович – кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебной деятельности, 420010, Республика Татарстан, г. Казань, Деревня Универсиады, д. 35, Учебно-лабораторный корпус


В. И. Волчкова
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Россия
Волчкова Венера Ильдусовна – кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранного языка и языкознания, 420010, Республика Татарстан, г. Казань, Деревня Универсиады, д. 35, Учебно-лабораторный корпус


Список литературы

1. Образцов П. И., Иванова О. Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Орел: Изд-во ОГУ, 2005. 114 с.

2. Coyle D., H. Philip, M. David CLIL: Content and Language Integrated Learning. Cambridge University Press, 2010. 173 p.

3. Pavon V., Maria E. Examining Teacher Roles and Competences in Content and Language Integrated Learning (CLIL) // LINGVARMARENA. 2013. Vol. 4. P. 65–78.

4. A Common European Framework of Reference for Languages Learning, Teaching, Assessment. Strasbourg, 1986.

5. Alderson J. C. Case studies in the use of the Common European Framework. Strasbourg, Council of Europe, 2002.

6. Попова Н. В., Коган М. М., Вдовина Е. К. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология атуализации междисциплинарных связей в техническом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов. 2018. Т. 23, № 173. С. 29–42.

7. Халяпина Л. П. Современные тенденции в обучении иностранным языкам на основе идей CLIL // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6, № 20. С. 46–52.

8. Токарева Е. Ю. Предметно-языковое интегрированное обучение как методика активизации процесса обучения иностранному языку // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6, № 22. С. 81–88.

9. Бакулев А. В., Бондарев М. Г. Blank Unit как структурный элемент электронного учебника по иностранному языку для специальных целей в контексте смешанного обучения // Непрерывное педагогическое образование.ru. 2013. № 3. С. 52.

10. Стогниева О. Н. Эффективность групповой работы в обучении говорению на иностранном языке: педагогическое и психолингвистическое обоснование // Непрерывное педагогическое образование.ru. 2014. № 11. С. 87–89.

11. Циликова М. С. Обучение на английском языке. За и против // Символ науки. 2016. № 5. С. 221–224.

12. Матухин Д. Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей // Язык и культура. 2011. № 2 (14). С. 121–128.

13. Филипова Л. Б., Циликова М. С., Филипова Л. Б. Особенности преподавания английского языка в Международной школе бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова. Уфа: АЭТЕРНА, 2015.

14. Семанина Ю. Д. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку Химки, 18 апр. 2013 г): материалы / Рос. межд. акад. туризма; под ред.: Т. Н. Еферемцевой. М.: Логос, 2013. С. 183–186.

15. Шелудякова М. А. Творческие задания как один из эффективных методов формирования мотивации и изучению английского языка в туристском вузе (Химки, 18 апр. 2013 г): материалы / Рос. межд. акад. туризма; под ред.: Т. Н. Еферемцевой. М.: Логос, 2013. С. 197–200.

16. Крылов Э. Г. Билингвальное обучение инженерным дисциплинам и иностранному языку в вузе. Москва; Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2015. 148 с.

17. Положение о порядке реализации части основной профессиональной образовательной программы высшего образования (отдельных дисциплин) на иностранном языке в ФГБОУ ВО Поволжская ГАФКСиТ / Принято решением Ученого совета ФГБОУ ВО «Поволжская ГАФКСиТ» от 28.06.2018 г. Протокол № 15. 5 с.

18. Положение о балльно-рейтинговой оценке знаний студентов ФГБОУ ВПО Поволжская ГАФКСиТ / Принято решением Ученого совета ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ» от 5.09.2013 г. Протокол № 1. 16 с.

19. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: приказ от 14.12.2015 № 1463. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

20. Ахметшина Л. В., Шамсутдинова А. Р., Теганюк В. В. Применение мультимедийных учебных материалов на занятиях по иностранному языку в неязыковых вузах Франции // Наука и спорт: современные тенденции. 2018 Т. 21, № 4. С. 116–121.

21. Туганова З. Л., Гарифуллин И. А., Хафизов А. И. Эссе как форма самостоятельной работы студентов в учебно-образовательном процессе вузов физической культуры // Наука и спорт: современные тенденции. 2017. Т. 15, № 2. С. 54–58.

22. Варданян М. Р., Палихова Н. А., Черкасова И. И., Яркова Т. А. Практическая педагогика: учебно-методическое пособие на основе метода case-study. Тобольск: ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2009. 188 с.

23. Еремин А. С. Обеспечение учебной работы с использованием кейс-метода // Инновации в образовании. 2010. № 4. С. 77–90.

24. Заречнева Н. Г., Пилюкова А. В. Коммуникативный подход в преподавании иностранного языка // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 4. С. 2255–2264.

25. North B. Scaling Descriptors for Language Proficiency Scales / B. North, G. Schneider // Language Testing. 1998. Vol. 15/2. P. 217–262.

26. The Common European Framework of Reference for Languages (CEFR) and the development of language policies: challenges and responsibilities Organised by the Council of Europe Language Policy Division. Strasbourg, 6–8 February, 2007. 11 p.

27. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка / Департамент современных языков Директората по образованию, культуре и спорту Совета Европы; перевод выполнен на кафедре стилистики английского языка МГЛУ под общ. ред. проф. К. М. Ирисхановой. М.: Изд-во МГЛУ, 2003.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Хадиуллина Р.Р., Матасова А.К., Галимов А.М., Волчкова В.И. Особенности применения предметно-языкового интегрированного обучения в профессиональном образовании (на примере факультета сервиса и туризма). Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(3):3009-3018. https://doi.org/10.15372/PEMW20190313

For citation: Khadiullina R.R., Matasova A.K., Galimov A.M., Volchkova V.I. Features of application subject -language integrated training in professional education (on the example of the faculty of service and tourism). Professional education in the modern world. 2019;9(3):3009-3018. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190313

Просмотров: 268

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)