Дистанционное/электронное обучение: минимизация сложностей


https://doi.org/10.15372/PEMW20190312

Полный текст:


Аннотация

Пройдя долгий путь развития, дистанционное обучение из разряда инноваций становится обыденным и привычным. Неизменным признаком каждого из этапов его развития является разрыв в пространстве и (до современного этапа) во времени. Дистанционное обучение также характеризуется наличием технологий, диалогом между обучаемым и обучающим, высокой долей самообразования, официальной организованностью. Как показало наше исследование, дистанционное обучение в системе высшего образования имеет ряд проблем. Для их решения нами предложен субъект-центрированный подход, поскольку за всеми экономическими, политическими, правовыми, педагогическими, психологическими проблемами дистанционного обучения в итоге всегда стоят люди. После выявления основных проблем предложены способы их минимизации: постоянная двусторонняя связь между преподавателями и студентами, инструкторами и студентами, преподавателями и инструкторами; стимулирование и поддержка общения между студентами, проведение очных встреч студентов и преподавателей; дублирование учебной и организационной информации; активное взаимодействие обучающихся со студентами-тьюторами.


Об авторах

Э. В. Барбашина
Новосибирский медицинский университет, Институт философии и права СО РАН
Россия
Барбашина Эвелина Владимировна – доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента, Российская Федерация, 630075, г.
Новосибирск, ул. Медкадры, 6


Н. В. Гуляевская
Новосибирский медицинский университет, Институт философии и права СО РАН
Россия
Гуляевская Наталья Вениаминовна – доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и технологии социальной работы, декан факультета социальной работы, клинической психологии и менеджмента, Российская Федерация, 630075, г. Новосибирск, ул. Медкадры, 6


Список литературы

1. Гуревич П. С. Философия образования: теория и практика // Высшее образование для XXI века: материалы конференции. М., 2006. С. 31–38.

2. Марчук Н. Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 7–85.

3. Галяев В. С., Гасанова З. А. О классификации моделей дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 103–108.

4. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение и образовательные технологии [Электронный ресурс] // Электронный журнал Cloud of Science. 2013. № 1. URL: http://cloudofscience.ru (дата обращения 01.05.2019).

5. Саенко Л. А. Профессиональная социализация студентов средствами дистанционного обучения: проблемы, задачи, перспективы // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 108–111.

6. Roffe I. Innovation and e-learning: E-business for an educational enterprise. Cardiff, UK: University of Wales Press, 2004.

7. Allen I. E., Seaman J. Going the distance: Online education in the United States.The Online Learning [Электронный ресурс]. URL: http://sloanconsortium.org/publications/survey/going_distance_2011 (дата обращения 01.05.2019).

8. Allen I. E., Seaman J. Changing course: Ten years of tracking online education in the United States. The Online Learning Consortium [Электронный ресурс]. URL: http://onlinelearningconsortium.org/publications/survey/changing_course_2012 (дата обращения 01.05.2019).

9. Emmerson A. M. A history of the changes in practices of distance education in the Unites States from 1852–2003. Ed. D. Dissertation, Dowling College, New York, NY. Dissertations & Theses. (Publication No. AAT 3 157 941.). 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://0-search.proquest.com.bianca.penlib.du.edu/docview/305342174?pqorigsite=summon (дата обращения 01.05.2019).

10. Hope K. Distance Education and the Evolution of Online Learning in the United States Curriculum and Teaching Dialogue. Vol. 17. Nos. 1 & 2. 2015.

11. Encyclopedia Britannica. Correspondence education. 2000 [Электронный ресурс]. URL:http://www.britannica.com/EBchecked/topic/138674/correspondence-education (дата обращения 01.05.2019).

12. Wood D. N., Wylie D. G. Educational telecommunications. Belmont, CA: Wadsworth Publishing Company. 1977.

13. Koenig A. E., Hill R. B. The farther vision: Educational television today. Madison WI: The University of Wisconsin Press, 1967.

14. Niper S. Third generation distance learning and computer conferencing // Mason R., Kaye A. (eds.). Mindweave: Communication, Computers and Distance Education. Oxford: Pergamon Press, 1989. P. 63–73.

15. Можаев Г. В. Электронное обучение в ВУЗе: современные тенденции развития // Гуманитарная информатика. 2013. Вып. 7. С. 126–136.

16. Keegan D. Education technology for the new millennium: compressed video teaching. ZIFF Papiere. Hagen, Germany: Institute for Research into Distance Education. (Eric Document Reproduction Service No. ED 389 931) [Электронный ресурс]. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED389931.pdf (дата обращения 01.05.2019).

17. Greenberg G. Distance education technologies: Best practices for K-12 settings. IEEE Technology and Society Magazine, (Winter). 1998. P. 36–40.

18. Seaman J., Allen E., Seaman J. Grade Increase: Tracking Distance Education in the United States, Babson Survey Research Group is released under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International license [Электронный ресурс]. URL::http://www.onlinelearningsurvey.com/highered.html (дата обращения 01.05.2019).

19. Лавров О. А. Дистанционное обучение: устойчивые структуры учебного материала // Вопросы интернет образования. 2004. № 19. С. 59–64.

20. George S. A. study of distance learners socio economic status, study habits and attitude towards distance learning in relation to their academic achievement. (Doctoral Thesis, Swami Vivekanad Subharti University, Meerut. 2014) [Электронный ресурс]. URL: http://hdl.handle.net/10603/24873 (дата обращения 01.05.2019).

21. Bates A. W. Technology, e-Learning and Distance Education. London/New York: Routledge Falmer. 2005 [Электронный ресурс]. URL: https://www.tonybates.ca/2008/07/07/what-is-distance-education http://hdl.handle.net/10603/24873 (дата обращения 01.05.2019).

22. Андреева А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ejoe.ru/sod/97/4_97/st096.html http://hdl.handle.net/10603/24873 (дата обращения 01.05.2019).

23. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения. М.: Академия, 2004. 48 с.

24. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. Открытое образование. Термины и определения [Электронный ресурс]. URL: http://www.info.mesi.ru/program/glossaryOO.html (дата обращения 01.05.2019).

25. Полат Е. С., Хуторский А. В. Проблемы и перспективы дистанционного обарзования в средней образовательной школе [Электронный ресурс]. URL: http://www.ioso.ru/ioso/senatus/meeting280900.htm (дата обращения 01.05.2019).

26. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.06.2019) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (дата обращения 01.05.2019).

27. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 № 48 226) [Электронный ресурс]. URL: http://client.consultant.ru/site/list/?id=1004829307 (дата обращения 01.05.2019).

28. Teaster P., Blieszner R. Promises and pitfalls of the interactive television approach to teaching adult development and aging // Educational Gerontology. 1999. № 25 (8). P. 741–754.

29. Шаров В. С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия Российского педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 94. С. 136–140.

30. Marcus S. Leadership in distance education: Is it a unique type of leadership? A literature review // Online Journal of Distance learning Administration. [Электронный ресурс]. URL: http://www.westga.edu/~distance/ojdla/spring71/marcus71.html (дата обращения 01.05.2019).

31. Sherritt C. A. fundamental problem with distance programs in higher education [Электронный ресурс]. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED389906.pdf (дата обращения 01.05.2019).

32. Inman E., Kerwin M. Instructor and student attitudes toward distance learning // Community College Journal of Research & Practice. 1999. № 23 (6). P. 581–592.

33. Palloff R., Pratt K. Making the transition: Helping teachers to teach online. Paper presented at EDUCAUSE: Thinking it through. Nashville,Tennessee. (ERIC Document). 2000 [Электронный ресурс]. URL: http://www.educause.edu/conference/e2000/proceedings.html (дата обращения 01.05.2019).

34. Olesinski R. The operating technician»s role in video distance learning. Paper presented at the Instructional Technology SIG, San Francisco, California. (ERIC Document Reproduction Service No. ED 387 123) [Электронный ресурс]. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED387123 (дата обращения 01.05.2019).

35. Threlkeld R., Brezoska K. Research in distance education // Willis, B. (ed) Distance Education Strategies and Tools. Englewood Cliffs: Educational Technology Publications, 1994.

36. Hardy D., Boaz M. Learner Development: Beyond the Technology Learner Development: Beyond the Technology [Электронный ресурс] // New Directions for Teaching and Learning. Vol. 71. P. 41–48. URL: from https://www.learntechlib.org/p/84815/ (дата обращения 01.05.2019).

37. Palloff R. M., Pratt K. Lessons from the cyberspace classroom: The realities of online teaching. San Francisco: Jossey-Bass. 2001 [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/305538/Lessons_From_the_Cyberspace_Classroom_The_Realities_of_Online_Teaching (дата обращения 01.05.2019).

38. Барбашина Э. В. Необходимость критического мышления в условиях трансформации образования // Профессиональное образование в современном мире. 2018. № 8 (2). С. 1777–1787.

39. Барбашина Э. В. Академическое письмо: заметки заинтересованного лица // Профессиональное образование в современном мире. 2016. № 6 (1). С. 185–187.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Барбашина Э.В., Гуляевская Н.В. Дистанционное/электронное обучение: минимизация сложностей. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(3):2997-3008. https://doi.org/10.15372/PEMW20190312

For citation: Barbashina E.V., Guljaevskaja N.V. Distance/e-learning: minimizing the difficulties. Professional education in the modern world. 2019;9(3):2997-3008. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190312

Просмотров: 11

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)