Непрерывное образование в вузе в условиях становления общества знаний


https://doi.org/10.15372/PEMW20190310

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматриваются актуальность и основные проблемы внедрения системы непрерывного образования (СНО) в высшем образовании как континуума и основы для полноценного включения личности в жизнь общества, основанного на знаниях. Выделяются ключевые нормативные документы, принципы и условия для формирования СНО, определяются терминологические характеристики понятий непрерывного образования и знаний как продукта общества. Особый акцент сделан на смене аксиологической парадигмы образования и самосовершенствования личности в процессе трансформации информационного общества. Проблема непрерывного образования в высшей школе рассматривается нами с позиций диалектического единства интерпретационных рамок холистических и индивидуалистских подходов, в том числе основываясь на результатах исследования Т. Парсонса, Э Гидденса. Поиск новых смыслов и ценностей образования должен быть связан с изучением индивида как образовательного субъекта, а не только с рассмотрением университета в его социальной роли и функциональном назначении, в зависимости от распространенных в мире моделей образования. Идея непрерывного образования – далеко не самая последняя из современных концепций общества, связанная с реформированием системы образования. Тем не менее создание в условиях вуза новой инфраструктуры для самосовершенствования личности, основанной на технологических и методологических возможностях, разработанных в рамках концепции непрерывного образования, становятся насущной проблемой российского общества, в котором профессиональное становление людей всех возрастов осложняется быстро изменяющейся структурой рынка труда и структурной безработицей, во многом связанной с гиперпроизводством выпускников с высшим образованием. Механизмы адаптации знаний к меняющимся запросам личности и всего общества также должны быть хорошо изучены и востребованы всеми акторами системы высшего образования, внося вклад в развитие справедливого и социально-ориентированного общества.


Об авторе

Л. А. Оверчук
Новосибирский государственный технический университет
Россия
Оверчук Людмила Анатольевна – ст. преподаватель кафедры международных отношений и регионоведения, Российская Федерация, 630073, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20


Список литературы

1. Покровский Н. Е. Трансформация университетов в условиях глобального рынка [Электронный ресурс]. URL: https://www.Sociology.net/pokrovsky.html (дата обращения: 05.02.2018).

2. Slaughter S., Leslie L. Academic Capitalism: Politics, Policies and the Entrepreneurial University. Johns Hopkins UP: 1997. 296 р.

3. Кларк Б. Создание предпринимательских университетов. М.: ГУ ВШЭ, 2011. 240 с.

4. Marginson S., Wende M. Globalisation and Higher Education [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/dataoecd/33/12/38918635.pdf (дата обращения: 10.05.2017).

5. Делор Ж. и др. Международная комиссия по образованию для ΧΧΙ века. Образование – сокрытое сокровище. Париж: ЮНЕСКО, 1996. 102 с.

6. Lifelong Learning for All. Paris: OECD, 2004. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/dataoecd (дата обращения: 14.03.2018).

7. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (опубликован в переводе общества «Знание» России, 2001 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.znanie.org/docs/memorandum.html (дата обращения: 14.03.2019).

8. Саммит большой восьмерки // Вестник комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Октябрь 2006 г. С. 3–19. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unesco.ru/media/2009/11/october_2006.pdf (дата обращения: 09.04.2018).

9. Strategic framework for education and training [Электронный ресурс]. URL: https://www.ec.europa.eu (дата обращения: 28.04.2017).

10. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966. 462 с.

11. Сагинова О. В. Формирование экономики знаний и задачи образования // Экономика образования. 2007. № 1 (38). С. 5–13.

12. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана; Гос. ун-т. Высш. шк. экономики. М., 2000. 606 с.

13. Kevin Kelly. What Technology Wants. New York: Viking Press, 2010. 416 p.

14. Suleimankadieva A. E. The role and the place of constant education in the learning organization // Lifelong Education: Theory and Practice of Lifelong Education for Sustainable Development: proc. Of Russian and Bulgarian IAEA coop.: parall. ed. Spb., 2010. 308 p.

15. Шафранова О. Е. Преподаватель вуза как субъект системы непрерывного образования // Вестник ДВГСГА. Серия 1. Гуманитарные науки. 2009. № 1 (2). С. 20–27.

16. Высшее образование в 21 в.: подходы и практические меры (ЮНЕСКО, Париж, 5–9 октября 1989) // Вестник высшей школы. 1998. № 11. С. 3–9.

17. Organisation for Economic Co-operation and Development. Lifelong Learning for All. Paris: OECD, 2004 [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/dataoecd (дата обращения: 14.03.2018).

18. Строев В. В. Влияние экономики знаний на интеграционные процессы в высшем образовании // Экономика образования. 2009. № 2 (51). С. 125–151.

19. Хайек Ф. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. М.: ОГИ, 2003. 288 с.

20. Экк К. Знания как новая парадигма управления // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2. С. 68–73.

21. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7‑е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. 562 с.

22. Друкер П. Задачи менеджмента в 21 веке. М.: Вильямс, 2000. 204 с.

23. Черных С. И., Паршиков В. И. «Паралич анализом» или осмысленное образование // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 4. С. 2148–2159.

24. Николаева Л. Ю. Философия образования: учебное пособие. Ч. 1. М.: Мир науки, 2014. 92 с.

25. Черных С. И. Образование как общественное и индивидуальное благо // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 1 (16). С. 17–26.

26. UNESCO Education Strategy 2014–2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000231288 (дата обращения: 06.02.2019).

27. Чопорова Е. И., Можорова А. Г. Концепция непрерывного образования в педагогике высшей школы: история вопроса и современные тенденции // Вестник Воронежского института МВД России. 2012. № 04. С. 115–123.

28. Зиневич О. В. Глобализация и интернационализация высшего образования: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. 168 с.

29. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. М.: Эквес, 2008. 136 с.

30. Воробьева О. В., Телешова И. Г. Научно-исследовательский вид деятельности в европейской системе квалификаций: опыт и проблемы // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 5. С. 74–86.

31. Proposal for a Council Recommendation on Key Competences for Lifelong Learning. [Электронный ресурс]. URL: https:/www.eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52018SC0014&from=EN (дата обращения: 14.03.2018).

32. Вербицкий А. А., Рыбакина Н. А. О системе, процессе и результате непрерывного образования // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 47–54.

33. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний / пер. с нем. А. Ю. Антоновского, Г. В. Гороховой, Д. В. Ефременко, В. В. Каганчук, С. В. Месяц. М.: Логос, 2010. 248 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Оверчук Л.А. Непрерывное образование в вузе в условиях становления общества знаний. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(3):2976-2983. https://doi.org/10.15372/PEMW20190310

For citation: Overchuk L.A. Lifelong learning in the university at the formation stage of the knowledge society. Professional education in the modern world. 2019;9(3):2976-2983. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190310

Просмотров: 13

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)