Состояние и перспективы развития академической аспирантуры: точка зрения научных руководителей (по материалам исследований середины 2000‑х гг.)


https://doi.org/10.15372/PEMW20190309

Полный текст:


Аннотация

Изучение закономерностей трансформации и наличного состояния традиционных для отечественной научной сферы механизмов и институтов представляет несомненную важность и актуальность ввиду предстоящей радикальной реформы института аспирантуры; кадровая ситуация – показатель положения дел в науке в целом, оценка ее реального престижа и перспектив развития. Важное значение имела также оценка научным сообществом новой для отечественной науки практики «проточной аспирантуры», которая широко применялась в институтах ННЦ в середине 2000‑х гг. Методология и методика исследования. В данном исследовании автор основывался на классическом типе аспирантуры, где работает модель «учитель – ученик». Эмпирическую базу исследования составили интервью научных руководителей аспирантов очной формы обучения; выборка составила 52 респондента – представителей всех научных областей. Наибольший акцент был сделан на опросе ученых, занятых в естественных и точных науках. Результаты. Научные руководители аспирантов оценили проблему привлечения молодых кадров как одну из ключевых для российской наук, и по мнению большей части опрошенных, аспирантура выполняет ее «лишь отчасти». Престиж аспирантуры «остается без изменений»; значительная часть опрошенных также выразила уверенность, что для изрядной части выпускников вузов по‑прежнему характерно «стремление посвятить свою жизнь науке». Оценивая уровень требований к диссертационным работам, большинство опрошенных придерживались мнения об их неизменно «высоком уровне». Оценивая систему «проточной аспирантуры», большинство респондентов посчитали ее «приемлемым способ пополнить науку способными молодыми сотрудниками». Выводы. Эксперты в лице научных руководителей аспирантов в большинстве своем оценивали разрешающую роль аспирантуры как вполне успешную, признавая при этом, что изменение места науки в системе социальных институтов российского общества не могло не затронуть аспирантуру. Это дало основания констатировать наличие качественных деформаций в системе воспроизводство науки.


Об авторе

А. М. Аблажей
Институт философии и права СО РАН
Россия
Аблажей Анатолий Михайлович – кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, доцент Новосибирского государственного исследовательского университета, Россия, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8


Список литературы

1. Аблажей А. М. Воспроизводство науки в современной России. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2006. 188 с.

2. Аблажей А. М. Поствузовское образование в России: социологический анализ системы академической аспирантуры // Философия образования. 2006. Специальный выпуск. С. 79–84.

3. Аблажей А. М. Проточный расчет. Как разглядеть ученых в потоке аспирантов // Поиск. 2007. № 17. (27 апреля.) С. 8.

4. Аблажей А. М. Институт аспирантуры в постсоветский период: сравнительный анализ. Статья 1 // Философия образования. 2018. Вып. 4 (77). С. 114–126.

5. Варшавский Л. Е. Численность и структура научных кадров страны: взгляд в будущее // Науковедение. 2000. № 1. С. 36–48.

6. Кугель С. А. Адаптация российских ученых к изменяющимся социально-экономическим условиям // Науковедение. 2002. № 1. С. 86–107.

7. Доктрина развития российской науки [Электронный ресурс]. URL: http://oldmiiris.extech.ru/docs/rtf/doctrina.rtf (дата обращения: 20.02.2019)

8. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2002. 340 с.

9. Груздев И. А., Терентьев Е. А. Данные против мифов: результаты социологического исследования аспирантов ведущих вузов // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 89–97.

10. Современная аспирантура и судьба института повышения квалификации. Круглый стол // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 130–149.

11. Балабанов С. С., Бедный Б. И. Дисциплинарные факторы дифференциации аспирантской среды // Университетское управление. 2006. № 1. С. 42–49.

12. Оганов А. Как остановить «утечку мозгов» из России [Электронный ресурс]. URL: http://www.lenta.ru/conf/oganov/) (доступ 18.01.2019)

13. Российская наука и молодежь (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 2004. № 8. С. 3–33.

14. Bucheister J. Introduction: Toward a Theory of Academic Self-Awareness // Teaching and Learning Together in Higher Education. 2014. Vol. 1. No. 12 [Электронный ресурс]. URL: https://repository.brynmawr.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=https://www.google.com/&httpsredir=1&article=1100&context=tlthe. (дата обращения 18.01.2019)

15. Попова Н. Г., Биричева Е. В. Подготовка молодых ученых в аспирантуре: поиск единого ориентира // Высшее образование в России. 2017. № 1. С. 5–14.

16. Бедный Б. И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 5–16.

17. Шестак В. П., Шестак Н. В. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 22–34.

18. Райчук Д. Ю., Минина Н. В. О позиционировании аспирантуры в структуре высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 4. С. 33–41.

19. Нечаев Д. В. Модернизация российской педагогической аспирантуры: поиск модели в международном контексте // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 16–33.

20. Стронгин Р. Г., Бедный Б. И., Максимов Г. А., Миронос А. А. О совершенствовании системы подготовки специалистов высшей квалификации в аспирантуре // Университетское управление. 2006. № 2 (42). С. 45–51.

21. Нравственные основания научной и педагогической деятельности. Моральный кодекс ученого и преподавателя высшей школы. Круглый стол // Высшее образование в России. 2012. № 2. С. 25–48.

22. Добрецов Н. Л. Принципы М. А. Лаврентьева по организации науки и образования и их реализация в Сибири (к 100-летию со дня рождения академика М. А. Лаврентьева) // Науковедение. 2001. № 1. С. 12–26.

23. Современная аспирантура и судьба института повышения квалификации. Круглый стол // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 71–85.

24. Нравственные основания научной и педагогической деятельности. Моральный кодекс ученого и преподавателя высшей школы. Круглый стол // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 41–62.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Аблажей А.М. Состояние и перспективы развития академической аспирантуры: точка зрения научных руководителей (по материалам исследований середины 2000‑х гг.). Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(3):2967-2975. https://doi.org/10.15372/PEMW20190309

For citation: Ablazhey A.M. The status and perspectives for development of academic postgraduate studies: scientific supervisors point of view (based on studies of the mid-2000s.). Professional education in the modern world. 2019;9(3):2967-2975. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190309

Просмотров: 40

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)