Профессиональная инфляция: социально-футуристические заметки


https://doi.org/10.15372/PEMW20190307

Полный текст:


Аннотация

Философия баланса; новая экономика; пустой мир; NIBEP; новое просвещение; мировоззрение; ответственность за текущие кризисы и т. д. – этими конструктами сегодня все более и более заполняются самые различные исследования. Задачей нашей статьи является их более конкретное рассмотрение. Как соотносятся сегодня образование и тот абстракт, который именуется профессия? Что такое профессия? Дает ли сегодняшнее образование требуемое для профессионализации как жизненно-смыслового процесса? Каждый из этих вопросов требует сегодня отдельного анализа, но если сводить возможные ответы на них в одной статье, то вполне ясно, что в качестве методологического здесь возможен только междисциплинарный подход с его синергетическим эффектом. Сегодняшняя реальность отчетливо указывает на то, что новые технологии развиваются быстрее, чем система образования, а человеческий капитал отстает в темпах своей адаптации. Изменение потребности в профессиях и навыках приводит к тому, что трети работников к 2022 году придется переучиваться. Сохраняет ли понятие «профессия» свой онтологический статус сегодня? Что необходимо для сохранения статуса профессии как субъективной ценности и средства достижения индивидуального блага? Что делает (или не делает) для этого современная система образования – основного процессора для воспроизводства профессий? В перспективе отношение «человек – робот» изменит современный «мир профессий» от текущего соотношения «71–29» на « 58–42» и масса профессий окажутся невостребованными. Обсуждая эти проблемы, авторы приходят к выводам о том, что если современное образование будет развиваться в сторону узкой специализации, то перспективы воспроизводства человеческого капитала будут носить тупиковый характер. Неслучайно основными мотивами «Come on! Capitalism, Chort – termism, Population and Destruction of the Planet» – последнего доклада Римского клуба является жесткая критика капитализма, отказ от материализма и редукционизма, призыв к новому Просвещению, декламация холистического мировоззрения и планетарной цивилизации. Основной тезис, разделяемый нами вполне и безоговорочно, состоит в том, что для будущего развития «Образование для экономики» и «Образование для личности» сводится к отрицанию абсолютизма принципа «Образование для трудоустройства». Новое образование – это мировоззрение, основанное на всем «спектре противоречивых и комплементарных перспектив», интегральности и взаимодополняемости, адаптации к культурным разнообразиям. То есть образование само превращается в профессию, основным статусирующим признаком которой, является воспроизводство субъекта (индивида) самим собой и для себя, определяя тем самым социальную и биологическую его эволюцию.


Об авторах

С. И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия
Черных Сергей Иванович – доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой истории и философии, Российская Федерация, 630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 149


А. Д. Рассказов
Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого
Россия
Рассказов Леонид Дементьевич – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук педиатрического фа-
культета, Российская Федерация, 660021, г. Красноярск, ул. К. Маркса, 124–401


Список литературы

1. Черных С. И. Образование как общественное и индивидуальное благо // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 1 (16). С. 17–26.

2. Рамачандран В. С. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. М.: Карьера-пресс, 2017. 422 с.

3. Рассказов Л. Д. Кризис сознания – деятельности и глобализация: социально-философский анализ актуальных аспектов профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 3 (18). С. 7–13.

4. Павловский В. В. О необходимости пересмотра политики образования в России // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 1 (16). С. 45–53.

5. Черных С. И., Паршиков В. И. Образование как услуга: социально-философский анализ // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 2 (17). С. 40–47.

6. Арташкина Т. А. Социально-культурные проблемы российского образования. М.: РУСАЙНС, 2018. 242 с.

7. Келли К. Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 352 с.

8. Мурашев А. Другая школа: откуда берутся нормальные люди. М.: Эксмо, 2019. 352 с.

9. Прайс Д. Открыто. Как мы будем жить, работать и учиться. М.: Олимп-Бизнес, 2015. 288 с.

10. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2019. 209 с.

11. Новиков С. Г. Стратегия развития российского образования в эпоху «глобальных перемен» // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 1 (16). С. 26–33.

12. Харари Ю. Н. Homo deus. Краткая история будущего. М.: Синбад, 2018. 496 с.

13. Weizsaekcer E., Wijkman A. Come on! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. Springer, 2018. 220 p.

14. Matthew R., Clearly H., Delosh E. A Guide to Effective Studying and Learning. Practical Strategies from the science of learning. Oxford University Press; 1 Edition (Janyary 14, 2019). 304 p.

15. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Часть 1. Предварительные замечания. [Электронный ресурс]. URL: http://filosof.historic.ru/item/foo/soo/z0000297/index.shtml (дата обращения: 24.05.2018)

16. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.

17. Киршенштейнер Г. Трудовая школа. М.: Задруга, 1913. 64 с.

18. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-традиция, 2000. 384 с.

19. Терентьев Д. Будущее не для всех // Аргументы недели. 2019. № 19 (663), четверг 29 мая. – С. 6.

20. Глущенко Г. И. Цифровизация экономики – дилеммы формирования человеческого капитала [Электронный ресурс]. URL: https://conf.hse.ru//2019/program (дата обращения: 24.05.2018).

21. Caplan B. The Case against Education: Whythe Education System is a Wasteof Time and Money. Prinston University Press. 2018. 230 p.

22. Щелкунов А. Д. Проблемы российских образовательных реформ // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 19–33.

23. Какое образование для нас ценно? Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 34–58.

24. Национальные цели социального развития: вызовы и решения: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апреля 2019 г. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 113 с.

25. Ларина Е. Хрен и редька или раскол элит [Электронный ресурс]. URL: http://rus.triz-guide.com/2653.html (дата обращения: 24.05.2018).

26. Крол А. Куда движется рынок образования и Edtech? Прогноз на 10–15 лет [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/krol-institute/ (дата обращения: 24.05.2018).

27. Dehaze A. Develop talent, connect and shape the future of work: A call for responsible leaders [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/agenda/2017/01/ (дата обращения: 24.05.2018)

28. Баланцанова Е. Профессии будущего: какие специалисты будут востребованы послезавтра [Электронный ресурс]. URL: https://life.pravda.com.ua/columnus/2019/02/235691/ (дата обращения: 24.05.2018)

29. Матвеичев О. Римский клуб, юбилейный доклад. Вердикт: «Старый Мир обречен. Новый Мир неизбежен!» [Электронный ресурс]. URL: https://matveychev-oleg.livejournal.com/6653054.html. (дата обращения 24.05.2018).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Черных С.И., Рассказов А.Д. Профессиональная инфляция: социально-футуристические заметки. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(3):2948-2957. https://doi.org/10.15372/PEMW20190307

For citation: Chernych S.I., Rasskasov A.D. Professional inflation and education: social and futuristic notes. Professional education in the modern world. 2019;9(3):2948-2957. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190307

Просмотров: 10

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)