Профессиональная подготовка выпускников российских вузов в условиях интернационализации: теоретические и практические аспекты


https://doi.org/10.15372/PEMW20190305

Полный текст:


Аннотация

Процессы интернационализации в настоящее время охватывают все сферы жизнедеятельности человека. В связи с усилением этих процессов в современном образовательном пространстве появляется необходимость в разработке нового содержания и методов образования, которые будут нацелены на подготовку выпускников к профессиональной деятельности и жизнедеятельности с учетом требований данного исторического этапа развития. Необходимость анализа теоретических и практических аспектов профессиональной подготовки выпускников вузов в условиях интернационализации обусловила цель нашей статьи. В качестве основного авторами был использован системный метод. Для понимания и уточнения сущности и предпосылок интернационализации образовательного процесса в вузе на современном этапе авторы обратились к общелогическим методам и приемам исследования. Для выявления и обоснования общих и отличительных признаков и свойств содержания и организации образовательного процесса, базирующегося на принципах интернационализации, использовались принципы структурно-функционального анализа. Анализ теоретических аспектов интернационализации в сфере высшего образования позволяет говорить о том, что данный процесс характеризуется включением международного компонента в имеющиеся учебные планы и программы, международной академической мобильностью, созданием стратегических образовательных альянсов. В статье отмечается, что существует несколько подходов к пониманию и определению процессов интернационализации в высшем образовании. Выявлено, что в настоящий момент взгляды зарубежных и российских ученых на процессы интернационализации в высшем образовании различаются. Авторы видят логичным то, что основным направлением работы на современном этапе должна стать оценка содержания и организации образовательного процесса в российских вузах с учетом различных аспектов интернационализации, а также с точки зрения их значения для повышения качества профессиональной подготовки выпускника вуза. Авторы заключают, что подготовка современного, мобильного специалиста, востребованного и конкурентоспособного невозможна без эффективного обучения иностранному языку. Современная тенденция в преподавании иностранных языков связана с усилением интеграции языка и определенной предметной области. Положительным моментом является укрепление межкафедрального взаимодействия, что в конечном итоге «работает» на реализацию концепции CLIL (предметно-языковой интеграции) в профессиональной подготовке выпускников вуза.


Об авторах

А. С. Комкова
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия
Комкова Анастасия Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка факультета Мировой экономики и права, научный сотрудник лаборатории семиотики и знаковых систем Новосибирского государственного исследовательского университета, Российская Федерация, 630049, Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191


Е. П. Кобелева
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия
Кобелева Елена Павловна – кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой английского языка факультета Мировой экономики и права, Российская Федерация, 630049, Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191


Е. А. Крутько
Сибирский институт управления РАНХ и ГС при Президенте РФ
Россия
Крутько Елена Александровна – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков факультета политики и международных отношений, Российская Федерация, 630102, Новосибирск, ул. Нижегородская, 6


Список литературы

1. Harari M. Internationalization of Higher Education: Effecting Institutional Change in the Curriculum and Campus // Long Beach. California: Center for International Education, California State University, 1989.

2. Harari M. The Internationalization of the Curriculum // Bridges to the Future: Strategies for Internationalizing Higher Education / Ed. Klasek C. B. Carbondale: Association of International Education Administrators, 1992. P. 52–79.

3. Mestenhauser J., Ellingboe B. Reforming the Higher Education Curriculum: Internationalizing the Campus // Phoenix, AZ: American Council on Education. Oryx Press, 1998. 244 p.

4. Arum S., Van de Water J. The Need for a Definition of International Education in US Universities // Bridges to the Future: Strategies for internationalizing higher education. Carbondale: Association of International Education Administrators, 1992.

5. Knight J. Internationalisation: Elements and Checkpoints // Canadian Bureau for International Education. Ottawa. 1994. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED549823.pdf (accessed: 5 January 2019).

6. Knight J. Updated the Definition of Internationalization // International Higher Education. 2003. № 33. P. 2–3.

7. Knight J. Higher Education in Turmoil: The Changing World of Internationalization / J. Knight. Netherlands, Rotterdam: Sense Publishers, 2008. 241 p. URL: https://www.sensepublishers.com/media/475-highereducation-in-turmoil.pdf (accessed: 6 January 2019)

8. Soderqvist M. Internationalisation and Its Management at Higher Education Institutions. Applying Conceptual, Content and Discourse Analysis / Helsinki School of Economics: HSE Print, 2007. 271 p.

9. Knight J. Five Truths about Internationalisation // International Higher Education. 2012. № 69. P. 4−5.

10. Чупина В. А., Плешакова А. Ю. Интернационализация процесса высшего профессионального образования: проблемы и векторы развития // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/12627 (дата обращения: 18.01.2019).

11. Плешакова А. Ю. Социально-педагогические условия интернационализации высшего профессионального образования (на примере деятельности консорциумов вузов ЕС и РФ по программе «Эразмус Мундус»): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 общая педагогика, история педагогики и образования. Екатеринбург, 2015. 27 с.

12. Пецольдт К., Сутырин С. Ф., Елкина А. С. Конкурентоспособность ВУЗа в условиях интернационализации высшего образования // Проблемы современной экономики. 2007. № 1. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1276

13. Чмыхало А. Ю., Ардашкин И. Б., Макиенко М. А. Интернационализация высшего образования как отражение ценностей культуры постмодерна: российская специфика // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2016. № 4 (24). С. 85–99.

14. Российское и общеевропейское образовательное пространство: организационно-экономические проблемы интеграции // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 5−6 (33). С. 12−52.

15. Леонтьева Е. Г. Интернационализация университетского образования: социально-философский анализ: автореф. дис. … канд. философ. наук: 09.00.11 − социальная философия. Томск, 2002. 27 с.

16. Altbach P. G., De Wit H. Internationalization and Global Tension: Lessons From History // Journal of Studies in International Education. 2015. № 19 (1). P. 4–10. DOI: 10.1177/1028315314564734

17. Carbone J., Winston G. Saving, Wealth, Performance, and Revenues in U. S. Colleges and Universities // Review of Higher Education. 2004. № 28 (1). P. 97–128. DOI: 10.1353/rhe.2004.0027

18. Asteris M. British Universities: The «Coal Exporters» of the 21st Century / M. Asteris // Journal of Studies in International Education. 2006. № 10. P. 224–240. DOI: 10.1177/1028315306289785

19. Yonezawa A. Making «World-Class Universities»: Japan»s Experimen // Higher Education Management and Policy. 2003. № 15. P. 9–24. DOI: 10.1787/hemp-v15-art10-en

20. Harmon G. Australia as a Higher Education Exporter // International Higher Education. 2006. № 42. P. 14–16. URL: file:///Users/mac/Desktop/Harmon%20G.%20Australia%20Internationalization.pdf (accessed: 20 January 2019).

21. Kim T. Internationalisation of Higher Education in South Korea: Reality, Rhetoric, and Disparity in Academic Culture and Identities // Australian Journal of Education. 2005. Vol. 49 (1). P. 89–103.

22. Yang R. Internationalization of Higher Education in China // Spotlight on China: Chinese Education in the Globalized World. Rotterdam: SensePublishers, 2016. P. 35–49.

23. Maudarbekova B., Kashkinbayeva Z. Internationalization of Higher Education in Kazakhstan // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. № 116. P. 4092–4097.

24. Комкова А. С., Крутько Е. А. Технология Edutainment в обучении английскому языку и культуре в системе высшего образования // Философия образования. 2018. № 4. С. 13–22.

25. Матвиенко Е. Н., Кобелева Е. П. Повышение эффективности иноязычной подготовки студентов-экономистов на основе междисциплинарной интеграции // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51–1. С. 104–110.

26. Kitova E. T. Humanization and humanitarization of Engineering Education // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Т. 677. С. 61–67.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Комкова А.С., Кобелева Е.П., Крутько Е.А. Профессиональная подготовка выпускников российских вузов в условиях интернационализации: теоретические и практические аспекты. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(3):2928-2937. https://doi.org/10.15372/PEMW20190305

For citation: Komkova A.S., Kobeleva E.P., Krutko E.A. Internationalization and vocational training of graduates of russian universities: theoretical and practical aspekts. Professional education in the modern world. 2019;9(3):2928-2937. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190305

Просмотров: 15

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)