Проблемы субъектов в глобальном образовании: особенности взаимоотношений в контексте новейших информационных технологий


https://doi.org/10.15372/PEMW20190303

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена исследованию ведущих тенденций в образовательном пространстве, обусловленных его цифровизацией. Новейшие информационные технологии, по мнению автора, выступают одновременно причиной и следствием социокультурных трансформаций, которые в значительной степени затрагивают образование как социальный институт. Автор акцентирует внимание на изменении роли субъекта в образовательном процессе на пути получения соответствующей информации. Особое внимание уделяется принципам разграничения информации и знания с учетом специфики учебного процесса. В качестве ведущего фактора выбора субъектом того или иного познавательного алгоритма в образовательном процессе автором вводится аксиологический фактор. В статье особо подчеркивается, что погоня за оперативной информацией представляет особую опасность на уровне образовательного процесса, поскольку при этом иногда могут закладываться ложные мировоззренческие ориентиры. Отличительной чертой статьи является попытка автора обосновать неправомерность тезиса об информации как превращенной форме знания, что предполагает отождествление знания с содержанием понятия. Принципиальное значение в этом отношении играют попытки логических позитивистов (неопозитивистов), направленные на создание единого универсального научного языка. Несмотря на неудачу в решении этой глобальной задачи, неопозитивисты создали почву для исследования особенностей познавательного процесса как диалектики формы и содержания, представляемой в виде последовательности: информация – знание – информации – знание и т. п. Автор также подчеркивает разницу в общегуманитарном и научном познании, которая вытекает из различных представлений субъекта об информационных ресурсах того или иного познаваемого объекта. В статье особо акцентируется внимание на том факте, что носитель знания и его потребитель образуют единую систему субъект-субъектного образовательного взаимодействия, всегда индивидуальную пару, проходящую уникальный и неповторимый путь. Указанные тенденции рассматриваются автором с учетом традиций отечественной образовательной системы, с одной стороны, и социальной философии – с другой. Формирование системы взаимоотношений в среде новых субъектов современного образования требует историко-философского обоснования самой сущности субъект-субъектного образовательного взаимодействия.


Об авторе

М. А. Петров
Сибирский федеральный университет
Россия
Петров Михаил Александрович – кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Гуманитарный институт, Российская Федерация, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 82А, корпус № 24 (А), ауд. А-428


Список литературы

1. Черных С. И. Идентификация образовательного субъекта в условиях современного образовательного пространства // Философия образования. 2012. № 1 (40). С. 134–140.

2. Витвицкая Л. А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 10–1 (48). С. 77–82.

3. Чистоусов В. А. Субъект-субъектное взаимодействие в профессиональном образовании: некоторые аспекты // Казанский педагогический журнал. 2014. № 6 (107). С. 51–58.

4. Петров М. А., Райбекас А. Я. Феномен информации и знание: монография. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2006. 135 с.

5. Петров М. А. Становление и развитие содержания понятия «знание»: от образной концепции знания к концепции знания как понимания // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2012. Т. 10, № 2. С. 23–28.

6. Петров М. А. О соотношении понятий «знание» и «информация»: дисс. … канд. филос. наук. Красноярск, 2005.

7. Меськов В. С., Мамченко А. А. Мир информации как тринитарная модель Универсума. Постнеоклассическая методология когнитивной деятельности // Вопросы философии. 2010. № 5. С. 57–68.

8. Нагой Ф. Н. Парадигмы образования: методология и интегративные педагогические практики // Перспективы науки и образования. 2014. № 3 (9). С. 36–42.

9. Кудашов В. И., Петров М. А. Эпистемологические проблемы понятия «знание» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 4–2 (18). С. 112–114.

10. Петров М. А. О соотношении понятий «знание» и «информация»: автореф. … канд. филос. наук: 09.00.01 – онтология и теория познания Красноярск, 2005. 26 с.

11. Микешина Л. А. Субъект образования в контексте современной философии познания // Ценности и смыслы. 2016. № 4 (44). С. 10–21.

12. Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. 344 с.

13. Минеев В. В., Петров М. А. К вопросу о цели курса философии: единство теоретико-методологических и методико-практических аспектов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2012. № 2 (17). С. 151–158.

14. Черных С. И., Паршиков В. И. Образование как реальность и виртуальность // Философия образования. 2010. № 1 (30). С. 50–55.

15. Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И. Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики материал для обсуждения // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32–65.

16. Черных С. И., Паршиков В. И. Цифровая культура как гуманитарный феномен // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 4. С. 601–607.

17. Черных С. И. Электронное образовательное пространство как новый тип образовательной реальности (социально-философский анализ) // Профессиональное образование в современном мире. 2012. № 3 (6). С. 66–74.

18. Черных С. И., Паршиков В. И. Образование как услуга: социально-философский анализ // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 2 (17). С. 40–47.

19. Крол А. В. Куда движется рынок образования и EdTech? Прогноз на 10–15 лет. Часть 1. URL: https://https://alexeykrol.serendipity.university/2017/04/13/educationmarket_1// (дата обращения: 25.01.2019).

20. Кусжанова А. Ж. Социальный субъект образования // Kredo nev. 2002. № 1. С. 81–102.

21. Меськов В. С., Мамченко А. А. Цикл трансформации когнитивного субъекта. Субъект, среда, контент // Вопросы философии. 2010. № 10. С. 67–80.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Петров М.А. Проблемы субъектов в глобальном образовании: особенности взаимоотношений в контексте новейших информационных технологий. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(3):2909-2919. https://doi.org/10.15372/PEMW20190303

For citation: Petrov M.A. Challenge for individuals with global educational offers: properties of relations in the context of latest information technologies. Professional education in the modern world. 2019;9(3):2909-2919. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190303

Просмотров: 261

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)