Эмпирическое изучение развития креативности студентов с ОВЗ


https://doi.org/10.15372/PEMW20190223

Полный текст:


Аннотация

В статье представлены основные результаты эмпирического исследования проблемы развития креативности студентов с особыми образовательными потребностями. Вовлечение обучающихся вуза в творческую деятельность должно охватывать все основные сферы деятельности: учебную, внеучебную и научно-исследовательскую. Это может происходить на основе применения в учебной и внеучебной деятельности деловых игр, ситуационных заданий, тренингов и креативных техник, таких как «шесть шляп мышления», «методика У. Диснея», метод мозговой атаки, применение ментальных карт и кластеров в решении проблемных ситуаций. Все перечисленные техники основываются на актуализации жизненного опыта студентов с ОВЗ и предполагают решение студентом профессиональных задач. В современном инклюзивном и специальном образовании необходимы различные классические и инновационные технологии работы с детьми, подростками, юношами и взрослыми людьми с ОВЗ, необходимы синтетические и гибкие подходы в образовательной, коррекционной, иных видах деятельности обучающихся и с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Перспективы своих исследований мы связываем с изучением всего комплекса «витагенных» и препятствующих развитию личности обучающегося с ОВЗ и без ОВЗ условий, включая условия образования в медианасыщенной среде инклюзивного и специального среднего и высшего образования, ориентированного на развитие различных творческих способностей и уровней творческой активности.


Об авторах

Г. А. Степанова
Югорский государственный университет
Россия

Степанова Галина Алексеевна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Гуманитарного института

Ханты-Мансийск



А. В. Демчук
Сургутский государственный университет
Россия

Демчук Анастасия Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования 

Сургут



Ю. Р. Варлакова
Сургутский государственный университет
Россия

Варлакова Юлия Рафикатовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования

Сургут




Список литературы

1. Варлакова Ю.Р. Теория и методика развития креативности бакалавров педагогического образования посредством профессиональных задач // В мире научных открытий. 2015. № 11.1 (71). С. 488–494.

2. Демчук А. В. Формирование профессиональной толерантности будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья: моногафия. Ульяновск: ЗЕБРА, 2016. 141 с.

3. Степанова Г. А., Демчук А. В. Формирование профессиональной готовности у будущих педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография. Ханты-Мансийск: Ред.-изд. отд. ЮГУ, 2014. 230 с.

4. Арпентьева М. Р. Академическое социально-психологическое консультирование и преподавание психологии в вузе: монография. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2016. 750 с.

5. Арпентьева М. Р., Богомолова E. А. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей: монография в форме эссе / Профессиональная библиотека работника социальной службы. М.: Социальное обслуживание, 2016. № 12. 256 с.

6. Арпентьева М. Р., Карпенкова И. В. Творчество в развитии и реабилитации больных с аффективными расстройствами // Наука. Искусство. Культура. 2016. № 1 (9). С. 136–153.

7. Карпенкова И. В., Арпентьева М. Р. Прокрастинация и творчество в развитии и реабилитации личности // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи: сборник научных статей. Саратов.: Изд-во «Саратовский источник», Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, 2015. С. 116–126.

8. Арт терапия – новые горизонты / под ред. А. И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2006. 336 с.

9. Adamson E., Timlin J. Art as Healing. London: Coventure, 1984. 71 p.

10. Birtchnell J. Relating Therapy // Relating Theory – Clinical and Forensic Applications / Editors: Birtchnell, J. Newberry, M., Kalaitzaki, A. (Eds.). New York: Palgrave Macmillan, 2016. P. 153–160. DOI: 10.1057/978-1-137-50459-3_12

11. Cane K. D., Frank T., Kniazzeh C. R., Robinson M. C., Rubin J.A., Ulman E. Roots of art therapy: Margaret Naumburg (1890–1983) and Florence Cane (1882–1952), a family portrait // American Journal of Art Therapy. 1983. Vol. 22. P. 111–123.

12. Hill А. Art versus illness, a story of art therapy / Forew. by G. Marshall. London: G. Allen and Unwin Publ., 1945. 100 p.

13. Kramer E. Art as Therapy: Collected Papers / L. Gerity (ed.). London: Jessica Kingsley Publishers, 2000. 273 p.

14. Malchiodi C. The art therapy sourcebook. New York: McGraw Hill, 2007. 420 p.

15. Naumburg M. An Introduction to Art Therapy: Studies of the «Free» Art Expression of Behavior Problem Children and Adolescents as Means of Diagnosis and Therapy. New York: Teachers College Press, Columbia University, 1950. 1973. 220 p.

16. O’Flynn D. «Art as Healing: Edward Adamson». Raw Vision, 2011. P. 46–53.

17. Rubin J.A. Approaches to Art Therapy: Theory & Technique. New York, NY: Routledge, Taylor & Francis Group, 2001. 340 p.

18. Rubin J.A. Introduction to art therapy: Sources and resources. New York, NY: Routledge Taylor and Francis Group, 2010. 380 p.

19. Ulman E. Art therapy: Problems of definition // American journal of art therapy. 2001. Vol. 1 (2). P. 10–20.

20. Waller D. Art therapy for children: How it leads to change. Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2006. Vol. 11. P. 271–282.

21. Буровкина Л. А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в художественной школе: монография. М.: МГПУ, 2008. 124 с.

22. Воронин А. Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. М.: Институт психологии РАН, 2004. 270 с.

23. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. 99 с.

24. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 321 с.

25. Хрусталева Т. М. Возрастные особенности проявления социальной одаренности школьников // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 10. С. 170–176.

26. Яковлева Г.В., Титеева И.Л. Особенности развития творческой одаренности учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 10. С. 46.

27. Филатов С. А. Развитие творческого потенциала студентов с ограниченными физическими возможностями средствами компьютерных методик: автореферат дис…. канд. пед. наук. М.: Моск. гор. пед. университет, 2010. 28 с.

28. Белкин А. С. Витагенное образование: голографический подход. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1999. 136 c.

29. Буровкина Л. А. Комплексный подход к обучению школьников декоративно-прикладному искусству в системе непрерывного образования // Воспитание школьников. 2010. № 4. С. 36–39.

30. Салов Ю. И., Тюнников Ю. С. Психолого-педагогическая антропология. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 256 с.

31. Тюнников Ю. С. Целе-функциональное согласование экспертной диагностики и самодиагностики готовности педагогов к инновационной деятельности // Инновационная деятельность в образовании: материалы X Международной научно-практической конференции. Часть I / под общ. ред. Г. П. Новиковой. Ярославль; М.: Канцлер, 2016. С. 92–100.

32. Бордовский Г. А. Инклюзивное образование: проблемы совершенствование образовательной политики и системы. Санкт-Петербург 2008. // Педагогическое обозрение. 2013. № 3 (133). С. 2–21.

33. Тюнников Ю.С., Казаков И.С., Мазниченко М.А., Мамадалиев А.М. Медиакомпетентность педагога: инновационный подход к самопроектированию // Медиаобразование. 2016. № 4. С. 29–46.

34. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта: монография. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. 496 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Степанова Г.А., Демчук А.В., Варлакова Ю.Р. Эмпирическое изучение развития креативности студентов с ОВЗ. Профессиональное образование в современном мире. 2019;9(2):2856-2865. https://doi.org/10.15372/PEMW20190223

For citation: Stepanova G.A., Demchuk A.V., Varlakova I.R. Empirical study of creativity development in students with HIA. Professional education in the modern world. 2019;9(2):2856-2865. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20190223

Просмотров: 17

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)